Двор – как стойло для авто - Караван
  • $ 480.5
  • 534.22
+24 °C
Алматы
2024 Год
24 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Двор – как стойло для авто

Двор – как стойло для авто

Во дворах жилых домов идет война за стояночное место для автомобиля. Ради стойла для своего железного коня люди идут даже на нарушение закона.

  • 18 Июля 2008
  • 8277
Фото - Caravan.kz

Но местные власти делают вид, что ничего не происходит.

Ночью – да и днем тоже! – наши дворы превращаются в стихийную автостоянку. Автомобили заполонили все пространство – детские и спортивные площадки, газоны. Им не помеха бордюры и всевозможные заграждения, некоторые автолюбители и сами не прочь огородить место для своего авто.

И происходит такое практически во всех крупных городах страны.

Свой в чужом дворе…

В южной столице особенно остро вопрос со стоянками во дворах стоит в центральных районах – возле крупных торговых центров, офисов различных фирм.

– Наш двор превратился в сквозную улицу, – говорит Динара Копжасарова, председатель КСК “Семиречье”, который обслуживает дома возле торгового дома “Зангар”. – Здесь оставляют машины работники многочисленных магазинов, покупатели – да все кому не лень!

По словам председателя КСК, жители пытались решить проблему по­своему: поставили шлагбаум, чтобы ограничить въезд посторонних машин.

– Но мы тут же получили уведомление от городских властей о том, что должны убрать шлагбаум, дескать, это незаконно, – рассказала Динара Копжасарова. – А проблема осталась. И было уже такое, что автомобиль сбил ребенка…

– Мы поинтересовались в управлении дорожной полиции, можем ли устанавливать шлагбаумы при въезде во двор жилого дома или ставить небольшие заборчики, чтобы машины не могли парковаться, – пояснила председатель КСК. – Нам ответили, что придомовая и дворовая территория – это земля общего пользования, и жители домов не могут устанавливать никакие заграждающие свободный проезд приспособления. То есть если жители создадут кондоминиум, выкупят у городских властей эту землю в частную собственность, то тогда могут что угодно ставить. Но при этом будут отвечать за эту землю, платить за нее налоги…

А ведь многие из нас до сих пор наивно полагают, что в своем дворе могут делать что хотят!

…чужой в своем дворе

Вот из этого заблуждения и вырисовывается вторая проблема: сами жильцы не могут поделить между собой территорию двора. Практически в каждом дворе, особенно в спальных районах Алматы, можно увидеть незатейливо вколоченные в землю колышки с цепью и замком. Это самые предприимчивые столбят место для своего автомобиля – по принципу “кто не успел, тот опоздал”.

– Недовольные соседи идут к нам, но мы­то ничего сделать не можем! – разводят руками работники КСК. – Сносить самовольно установленные заграждения и наказывать имеют право только полицейские.

Именно участковые инспекторы должны контролировать соблюдение “Правил благоустройства территории города Алматы”, в которых оговаривается запрет на стоянку в зеленых зонах дворовых территорий, на детских площадках, пешеходных дорожках, газонах, цветниках, бельевых и контейнерных площадках, а также в арках зданий.

– Мы можем привлекать к ответственности, например, по статье 300 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП ), которая предусматривает штраф за нарушение правил содержания и защиты зеленых насаждений, – пояснил начальник управления общественной безопасности ДВД Алматы Серик Казыбаев. – Но теперь представьте: двор забит автомобилями, они загораживают всю проезжую часть, во двор не могут заехать ни “скорая помощь”, ни пожарная машина, но… автомобили жильцов стоят не на газонах. И наказывать вроде не за что.

Немного проще с самовольно установленными столбиками. По словам Серика Казыбаева, в этом случае граждане нарушают статью 387 КоАП РК. Недовольные соседи могут написать заявление в местный отдел полиции, и участковый инспектор примет меры по демонтажу заграждений, а также оштрафует рьяного автомобилиста.

Но и полицейские, и представители КСК сходятся в одном: нигде толком не прописаны правила парковки во дворах жилых домов. И каждый паркуется где хочет и как может.

Городские власти ни за что не отвечают

– Практически все граждане нарушают правила, но ведь машины надо куда­то ставить, – говорит начальник УБО. – Мы можем, конечно, провести полномасштабную акцию, убрать все машины с дворовых территорий, но куда в таком случае люди их поставят? На проезжую часть? Так она уже тоже забита автомобилями!

По мнению полковника Казыбаева, автотранспорт под окнами – проблема практически всех городов Казахстана. И решать ее должны местные власти.

Но наше обращение в городской акимат – пока только за комментариями – ничего не дало. В управлении энергетики и коммунального хозяйства, к которому, по идее, и должны относиться проблемы жилых домов и внутридомовых территорий, нам заявили, что никакого отношения “к стихийным стоянкам во дворах отношения не имеют”. Этим, по мнению сотрудников управления, должен заниматься департамент внутренних дел.

– Управление энергетики и коммунального хозяйства могло хотя бы совместно с ДВД провести рейды, собрать информацию об этой проблеме и донести ее до акима, – считает юрист Алматинской ассоциации КСК Аркадий Рубцов. – Ведь ни КСК, ни ДВД не могут этого сделать. Репрессивные меры тут бесполезны – надо сначала создать условия, построить паркинги и стоянки. Но власти все никак не возьмутся за это.

ЧС городского масштаба

Для многих специальных служб – МЧС, “скорой медицинской помощи”, противопожарной службы – припаркованные во дворах жилых домов автомобили стали огромной проблемой.

Как рассказал начальник отдела экстренного реагирования департамента ЧС Марат Жуматаев, неоднократно бывало, когда из­за припаркованных во дворах автомобилей спасатели не могли подъехать к месту происшествия.

В мае во время пожара в супермаркете “Гросс”, возле Зеленого базара, из­за оставленных на ночь автомобилей пожарные машины не могли подъехать к зданию.

– Нам пришлось подавать звуковые сигналы. Часть владельцев автомобилей, которые живут рядом, отогнали свои машины, а часть, видимо, и живет не в этом районе, поэтому нам пришлось растаскивать автомобили. Потом их владельцы предъявили нам претензии за то, что мы их якобы повредили.

А несколько лет назад в огне погибли трое маленьких детей.

– Мать оставила троих детей дома, а сама ушла на базар. Во время игры дети случайно подожгли ковер, – рассказал Марат Жуматаев. – Соседи вызвали пожарных, но из­за припаркованных машин мы не смогли сразу подъехать ближе к дому. Детей спасти не успели…

На заметку

Согласно “Правилам благоустройства территории города Алматы”, утвержденным 12 декабря 2007 года, на территории жилых кварталов, микрорайонов, а также на придомовой территории запрещается:

– стоянка, въезд служебного и личного автотранспорта на зеленые зоны дворовых и внутриквартальных территорий, детские площадки, пешеходные дорожки, газоны, цветники, бельевые и контейнерные площадки, в арки зданий;

– стоянка и парковка транспортных средств вне специально отведенных и обозначенных знаками и разметками мест;

– мойка, очистка и ремонт транспортных средств внутри жилых кварталов и на землях общего пользования, в местах массового отдыха людей, у подъездов жилых домов.

За нарушение данных правил статьями 300 и 387 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрен штраф. Нарушение правил содержания и защиты зеленых насаждений влечет предупреждение или штраф на физических лиц в размере от 10 до 20 месячных расчетных показателей (от 11 680 до 23 360 тенге). А нарушение правил благоустройства территорий городов и населенных пунктов влечет предупреждение или штраф на физических лиц в размере до 20 МРП (до 23 360 тенге).

Анна ПАВЛОВА