Двенадцатилетка не за горами - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+2 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Двенадцатилетка не за горами

Двенадцатилетка не за горами

Республиканский научно-практический центр проблем 12-летного образования, созданный в Казахстане специально под концепцию развития образования, завершил мониторинг проблемы перехода на двенадцатилетку и одобрил ориентацию страны на обучение с шести лет.

  • 24 Августа 2004
  • 1613
Фото - Caravan.kz

Правда, как говорят сотрудники центра, в этом году новация будет внедряться еще на уровне эксперимента. И только в следующем году страна сможет заявить, что она готова к двенадцатилетке.
Что представляют собой экспериментальные площадки и каковы их результаты?
Эксперимент начался в прошлом учебном году в 51 школе (58 классах) республики с казахским и русским языками обучения. Чиновники прекрасно понимали, что пригласить шестилеток в обычные школы с вонючими туалетами и заколоченными столовыми было нельзя.
Поэтому прежде чем определились опытные образцы стартовых площадок, тщательно искались хорошо оборудованные помещения. Так в Караганде шестилеток приняли пять школ, среди которых сш № 14 имени Абая и лицей № 101.
Лицей сам, по доброй воле много лет стремился создать для старшеклассников профбазу, дружил с российскими образовательными программами и стремился привлечь детей в школу как можно раньше. Поэтому когда в Казахстане заговорили о реформе среднего звена, это учебное заведение оказалось идеальным для демонстрации 12-летки.
Однако если хорошие школы с приличной материально-технической базой в стране еще не перевелись, то нормативно-правовые документы и учебно-методические материалы пришлось разрабатывать с нуля. Сегодня эксперты, отслеживающие внедрение 12-летнего образования, говорят, что разработан проект Государственного стандарта начальной ступени, а также предметные программы 1-4 класса.
В прошлом году все шестилетки получили экспериментальные учебники, по которым в этом году также работала экспертная комиссия. В результате были названы учебные книги, которые, по мнению учителей, оказались наиболее удачными для самых маленьких учеников. Так учебник математики оказался более грамотным и правильным в исполнении издательства «Китап», а русский язык в исполнении «Атамура». Замечания и пожелания по книгам были переданы в издательства, и к новому учебному году дети получат уже «отшлифованные» варианты учебников. Тем более что в этом году планируется развить эксперимент уже в ста учебных заведениях страны.
Кстати, мониторинг учебной литературы, выпущенной специально для 12-летней школы, показал, что учебники для шестилеток резко отличаются от книг первоклассников традиционной школы. Они ориентированы на развитие креативного мышления, в них много игровых заданий. Но согласно замечаниям методистов, даже этим книгам не хватает познавательных упражнений. Между тем идея привлечения детей с шести лет пронизана сверхзаданием вырастить человека мыслящего, творческого, не с пакетом знаний в голове, а с умением самостоятельно думать. Авторам книг придется подумать над тем, как через книги выполнить столь сложный госзаказ?
Что еще было отслежено в ходе мониторинга? Чиновники от образования столкнулись с такой проблемой как критерии успеваемости. Сегодня они точно знают, что результаты обучения в первом классе для шестилеток и в первом классе для семилеток должны быть разные.
В прошлом году традиционные классы показывали, например, по математике 86 % успеваемости. Тогда как шестилетки отставали по этому показателю, набирая только 83%. В связи с чем был сделан вывод, что нельзя мерить шестилеток старыми нормами. У этих учеников свои физиологические особенности, а в учебной программе больше игр, нежели классических уроков с новыми темами и домашними заданиями. При этом, отставая в процентах по тем или иным предметам, именно шестилетки, а не семилетки демонстрировали высокий уровень включенности в образовательный процесс, большую психологическую раскованность во время уроков, а также именно у этих маленьких учеников после года обучения индекс здоровья был гораздо выше, чем у традиционных первоклассников.
А когда исследователи отчитывались за результаты эксперимента, они назвали эти позитивные отличия главными успехами апробации новой программы.
Кто и чему учил шестилетних детей все это время? Существуют ли в стране подготовленные учителя, которые ознакомлены не только с новой программой преподавания, но и хорошо знают возрастную психологию? Сотрудники центра говорят, что на момент запуска эксперимента вопрос о подготовке новых спецкадров, стоял одним из первых. Поэтому за два года апробации, центром регулярно проводились обучающие курсы по переподготовке педагогических кадров, задействованных в эксперименте, региональные семинары по апробации новых учебников с участием авторов для работников образования экспериментальных школ с приглашением родителей учащихся 1-х и 2-х и экспериментальных классов.
Этим летом впервые на курсы переподготовки были отправлены не только учителя начальных классов, но и учителя-предметники: физкультурники, трудовики, учителя иностранных языков.
В целом же учителя, включенные в испытание 12-летней образовательной программы, единодушно говорят, что эксперимент своевременен. У него масса достоинств, которые, в первую очередь, направлены на ребенка и полезны ему. Обучающая программа — ресурсосберегающая — это главное, она соответствует возрастным особенностям и интересам детей, поступающих в начальные классы 12-летней школы.
Что касается проблем, которые стали видны за два года работы в данном направлении, то директора школ говорят, что для шестилеток нужны особенные условия, и это не новость. Опрос родителей, пожелавших отдать детей участвовать в эксперименте, говорит о том же. Отдавая ребенка в шесть лет в детский сад, родитель рассуждает просто: это удобно. Ребенок находится там целый день и вернется оттуда чистым, сытым и здоровым. Может ли гарантировать те же условия шестилеткам школа? Взрослые хотели бы, чтобы это было так. А раз по желанию родителей дети будут находиться в школе целый день, значит нельзя ограничиться одними учебными классами с компьютерами для этих деток. Им нужны игровые, умывальники, шкафы, спортзалы, библиографические центры.
Поэтому все неустанно сегодня твердят, что нельзя оголтело вживлять двенадцатилетку без создания для нее определенных условий. Переход должен быть постепенным. Должны остаться в силе конкурсные основы вариантов базисных учебных планов программ и учебников, опытно- экспериментальное обучение в отдельных районах, широкое обсуждение его результатов.
Все это станет обязательным условием успешного внедрения 12-летнего среднего образования. А чтобы пожелания экспериментаторов были не голословными и имели действенную силу в обществе, в Караганде прошел большой семинар, посвященный проблемам 12-летнего образования, по итогам которого была принята рекомендация с длинным названием: «Научно-методические аспекты дальнейшего совершенствования экспериментальной работы по 12- летнему обучению»
На семинаре звучал доклад вице-министра МОН РК Шамшидиновой К.Н., из которого и стало ясно, что испытатели 12-летки рекомендуют: одобрить проект Государственного стандарта, пробные учебные программы начальной школы 12-летнего образования; вместе с авторами, учителями-практиками продолжить совершенствование структуры и содержания пробных учебных материалов для 1 ступени 12-летней школы.
В числе приоритетных задача говорилось о том, что необходимо изучить, обобщить и внедрить передовой педагогический опыт учителей экспериментальных классов.
Для повышения эффективности проведения эксперимента, по мнению участников семинара, в ближайшее время необходимо продолжить изучение мирового опыта по переходу на 12-летнее образование стран Европы и Юго-Восточной Азии; при оценке качества образования в общеобразовательных учреждениях учитывать ориентированность образовательного процесса на здоровьесберегающие технологии; укрепить материально-техническую базу экспериментальных школ, обеспечить их компьютерами, преобразовать школьные библиотеки в информационно-библиографические центры; внести существенные изменения в профессиональную подготовку будущих педагогов, адекватные современным образовательным технологиям; повысить социальный статус учителя, в соответствие с общественным весом педагогической работы. Всего — ничего… А радует одно. Слава богу, никто не торопится внедрить то, что еще толком не изучено.