По его словам, в “Атамекене” ему сказали, что он опоздал: сначала надо было зафиксировать на фото и видео результаты мародерства, пригласить полицию – чтобы стражи порядка тоже зафиксировали факт грабежа – и только после этого обращаться за помощью. А он уже “зачистил” территорию.
Таких звонков от представителей малого и среднего бизнеса в понедельник и вторник было около десятка. Ситуация у всех одинаковая. Разнятся только суммы ущерба – от 4–5 до 15–20 миллионов и больше.
Грабители справок не дают
По словам заместителя акима южной столицы Ильяса УСЕРОВА, по предварительным данным, потери предпринимателей составили около 67 миллиардов тенге. Как возместить потерянное? Достаточно оперативно городская палата “Атамекен” создала Фонд поддержки пострадавшего бизнеса “Сила в единстве”. Предполагается, что неравнодушные граждане и коллеги, которых миновала беда, могут перечислить в этот фонд кто сколько сможет.
Управляющий директор РПП “Атамекен” Бауыржан УРАЗГАЛИЕВ сообщил “КАРАВАНУ”, что ко вторнику на счет поступило более 500 миллионов тенге. Конечно, это капля в море. Но кому, как и на каких условиях эти капли достанутся?
– Порядок возмещения ущерба пропишем до конца недели (разговор был во вторник), – сказал Уразгалиев. – Сначала надо установить реальные объемы потерь.
– На вашем сайте указано, что потерпевшие должны подать заявку с приложением необходимых документов. Как долго ее будет рассматривать региональная комиссия, которая примет решение о суммах возмещения?
– В кратчайшие сроки. Суммы рассчитают по трем видам ущерба: недвижимость, движимое имущество и оборудование, ну и похищенный товар. В любом случае оценочные компании уже начали работу. Их эксперты должны воочию убедиться в размерах потерь.
– У вас на сайте сказано, что всем ограбленным надо зафиксировать на фото и видео масштаб и характер ущерба, готовить документальную базу для подтверждения убытков. Там же – что к этому надо привлекать правоохранительные органы: снять отпечатки пальцев, отсмотреть записи с камер видеонаблюдения, если они были.
– Документальные подтверждения необходимы! Верить только на слово…
– Пострадавшие жалуются, что информация о создании фонда пришла поздно. Многие начали “зализывать раны”: уже 7–8 января приступили к ремонту помещений, начали менять витрины, восстанавливать или заказывать новое оборудование, списали и вывезли поврежденный товар.
– Кто знал, что всё так будет? Заявки на помощь поступают. Пока не могу сказать – сколько. Возможно, к концу недели.
Справка “КАРАВАНА”
В “Фейсбуке” несколько юристов прокомментировали эту ситуацию. По их мнению, “не самые добросовестные деловые люди могут сослаться на то, что все документы на украденный товар сгорели во время грабежей”. Так что “подтвердить реальную сумму ущерба они уже не смогут. Если не было кассовых аппаратов с фискальной памятью – тем более”.
…И не все ограбленные – тоже
По мнению адвоката Андрея ПАРОВА, “некоторые бизнесмены у нас до сих пор торгуют контрабандой и левой продукцией, на которую нет никаких документов. Значит, они связаны с криминальным бизнесом. Не исключаю, что часть награбленного в ходе погромов могла попасть и к ним”.
– На сайте объявлений OLX появились предложения о продаже обуви, одежды, бытовой техники, ювелирки и всяких гаджетов по сниженным ценам.
– Тут все просто: мародеры пытаются сбыть награбленное. Сейчас по этим объявлениям силовики стали их вычислять. Не сомневаюсь, что все это добро рано или поздно всплывет в разных регионах республики. Потому что продать его в Алматы уже затруднительно: и продавец, и покупатель попадают под статьи УК РК.
– Пострадавшие предприниматели, которые звонили в “КАРАВАН” с жалобами на “Атамекен”, отказывались называть свои фамилии. Почему?
– А я вам только что сказал. Президент Токаев не зря же заявил в своем обращении, что надо радикально перетряхнуть Пограничную и Таможенную службы?
– А добросовестные бизнесмены, которые уже начали восстанавливать порушенное до появления Фонда “Сила в единстве”?
– Они вдвойне пострадали. Я побывал в магазине одного моего клиента – не самом большом: сломанные прилавки и кассовые аппараты, хруст стекла под ногами и сквозняки через разбитые витрины. Он начал всё ремонтировать, теперь уже не сможет доказать реальный ущерб.
– Но предприниматели, когда подписывают договоры, указывают же ситуацию форс-мажора – ну там наводнение, землетрясение, война, теракты?
– А кто мог предположить, что в Казахстане такое случится? Малый и средний бизнес на такие страховки не всегда идет. Все верят в светлое будущее. Теперь за ошибки правительства и силовиков придется расплачиваться налогоплательщикам.
Помощь пошла. А когда дойдет?
– В понедельник коммерческие банки страны выделили более 13 миллиардов тенге на восстановление экономики, отменили пени и штрафы за просрочку, допущенные в период чрезвычайного положения. И заявили о списании кредитов семьям погибших, – сообщила пресс-служба Ассоциации финансистов республики.
Бизнес-сообщество пополнило общественный социальный фонд “Қазақстан халқына” (“Народу Казахстана”) на 12,4 миллиарда тенге. А неравнодушные граждане страны (все же мы покупатели) перевели в него уже более 11 миллионов тенге. Пустить в расход: террористы должны ответить жизнями и имуществом
Во вторник правительственная комиссия по вопросам ликвидации последствий, причиненных в результате беспорядков в отдельных регионах, которую возглавил первый заместитель премьер-министра Роман СКЛЯР, рассмотрела вопросы организации восстановительных работ и возмещения ущерба. Она утвердила механизмы возмещения потерь малому и среднему бизнесу из фонда резерва правительства. Там четко сказано, что “ущерб по объектам недвижимого имущества предпринимателей будет возмещаться на основании подтвержденной сметной документации. Объем возмещения по утраченным товарно-материальным ценностям будут определять “региональные комиссии совместно с НПП “Атамекен”, исходя из представленных подтверждающих фискальных документов”.
По мнению ряда экспертов, это может затянуться на недели. И даже месяцы. Потому что пострадавших много. И это не только бизнесмены – все казахстанцы. Потому что реальные суммы потерь никогда не станут известны.
Да, решением Президента ТОКАЕВА до лета заморожены тарифы на ЖКХ и цены на многие товары и продукты. До 1 июля. А что дальше?
P. S. Номер “КАРАВАНА” от 14 января в стране раздавали бесплатно. Потому что Интернет работал с перебоями. Мобильная связь – тоже. Отсутствие достоверной информации привело к тому, что бабушки-дедушки продавали нашу газету в те дни по 200–500, даже 1 000 тенге!
Алматы