Директор Казахстанской туристской ассоциации (КТА) рассказала корреспонденту медиа-портала Сaravan.kz, что и почему происходит с ценами на отдых в Казахстане.
Журналист и турагент Роза Есенкулова сделала запись на странице в Facebook, где поделилась радостной новостью: ей заказали первую бронь после ЧП, кто-то собрался отдохнуть на курорте Rixos Aktau. Одна пользовательница в комментариях рассказала, как ей за шесть ночей на пятерых человек в том же отеле предложили отдых более чем за 2,5 миллиона тенге. Получается в среднем полмиллиона тенге на одного. Подключились другие комментаторы, которые удивлялись высокой цене.
И действительно, в одном турагентстве такой шестидневный отдых стоит порядка 400 тысяч тенге.
В другом – более 600 тысяч тенге.
В третьем рассказали, что отдых на Каспийском море вообще начинается от 153 тысяч тенге, в то время как в ОАЭ – от 165 тысяч тенге, а в Грузии – от 185 тысяч тенге. Разница небольшая, но одно дело – внутренний туризм, другое – внешний.
Ситуацию с ценами на казахстанских курортах прокомментировала директор КТА Рашида Шайкенова:
— У нас недавно была девальвация, сейчас происходит мощная инфляция, покупательская способность тенге падает с каждым днём. Даже в магазине можно видеть, что всё подорожало почти в два раза. Когда мне говорят: «Ай-яй-яй, на курортах Казахстана цены выросли», я хочу спросить: «А что, туристский бизнес живёт в космосе?». Хозяева курортов покупают продукты, средства для уборки помещений, маски, которые подорожали раз в десять кое-где. Коврики, все эти сантизайзеры, и всё по повышенной цене. Так, каким образом дом отдыха, курорт или отель должны продавать путевки по цене 2019 года, если они сами покупают всё по повышенной?
При этом наши туристские места пытаются сохранить прежнюю стоимость, несмотря на то что они ещё не открылись, потому что не получили разрешения и при полном отсутствии доходов в течение четырёх месяцев. Ранние продажи на Алаколе начались ещё в январе-феврале с большой скидкой — 20-30 процентов. До конца мая они продавали со скидкой 5-10 процентов. И сегодня продажи активно ведутся практически с ориентиром на цены прошлого года. Если где-то есть увеличение, то это максимум полторы тысячи тенге, с учётом тех расходов, которые несут предприниматели. Туристская отрасль Казахстана не виртуальная, она реально существует почти четыре месяца без доходов и пытается сохранить рабочие места и платить людям. Сегодня я считаю неэтичным шуметь о том, что туристская отрасль повысила цены. Во-первых, она ещё не повысила, потому что даже не начала работать. Во-вторых, отрасль одна из наиболее пострадавших. В-третьих, она бьётся за сохранение своего персонала, который обучает десятилетиями.
— Что насчёт Rixos Aktau? Почему настолько дорого?
— Курорт ещё даже не открылся, он новый. Это первый такой брендовый пляжный отель и пока что единственный в Казахстане, который будет работать по системе «всё включено». Это очень значительный шаг для создания инфраструктуры внутри Казахстана.
— Во сколько обойдётся в этом году казахстанцам выездной туризм?
— Пока его тоже нет: границы закрыты, самолёты не летают. Для иностранных туристов мы сильно подешевели, потому что у нас высокий курс доллара и очень низкий курс тенге. Но прилив людей из зарубежья вряд ли произойдёт, люди опасаются за свое здоровье, а министерство иностранных дел закрыло безвизовый въезд в страну, как и электронную визу, которая облегчала въезд на территорию Казахстана иностранным туристам.
Наши партнёры, страны, которые аккумулировали хорошие потоки из Казахстана, готовятся к приёму. Когда нас откроют и у человека появится возможность уехать отдохнуть в зарубежье, мы не знаем. Но стоимость поездки для граждан Казахстана однозначно вырастет, потому что доллар вырос. Те туристы, которые купили путёвки ещё в начале января или в декабре и сегодня ещё не отказались от них, поедут по старым ценам. Все, кто будет покупать сейчас, возьмут по более высоким ценам.