Сегодня Женис Касымбек прокомментировал авиаскандал, который разразился вокруг двух Эйрбас-340. В конце прошлого года судна зарегистрировали в Казахстане. При этом они никогда не приземлялись в нашей стране. А по бумагам и вовсе принадлежат иностранной компании. Это является грубейшим нарушением правил. Сразу же после этого оба борта были выведены из реестра, но вот куда они делись – до сих пор доподлинно неизвестно, передает КТК.
Рядовая новость о финансовой проверке в Министерстве по инвестициям и развитию многих оставила бы равнодушными, если б не одно но. Проверять все ведомство специалисты взялись после громкого заявления о возможной продаже двух пассажирских самолетов в Сирию.
Теперь этим делом занимается антикоррупционное бюро и транспортная прокуратура. И неудивительно: регистрация в Казахстане и последующий за ней очень быстрый вывод из страны двух Эйрбасов прошли с грубейшими нарушениями. Это уже признали в надзорном органе. Всё произошло в конце года. Некий гражданин Казахстана зарегистрировал в государственной базе данных два Эйрбаса-340. Как выяснится позже, на территорию страны они никогда не прилетали. При этом принадлежат самолеты зарубежной авиакомпании, зарегистрированной в Арабских Эмиратах. Эта нестыковка и легла в основу масштабной проверки.
— После изучения материалов установлено, что регистрация воздушных судов и их снятие Комитетом гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию осуществлена с грубыми нарушениями законодательства об использовании воздушного пространства и авиационной деятельности.
Чтобы поставить на учет воздушное судно на территории нашей страны, оно должно находиться во временном пользовании или владении казахстанской компанией. К тому же, по своему весу они намного превышают установленные законом пределы.
К слову, записал на себя казахстанец совсем не простые судна. По информации из открытых источников, оскандалившиеся Эйрбасы-340 в зависимости от своей комплектации могут стоить до восьмидесяти миллиардов тенге. Выпускать их начали в девяностых, а свернули производство шесть лет назад. Весит самолет почти триста тонн.
Все нестыковки и многочисленные нарушения всплыли только после того, как в соцсетях и некоторых СМИ стали активно обсуждать, куда же отправились судна. Основной версией стала Сирия, которой якобы решил помочь Иран и в обход международных санкций купил эти самолеты. Это сразу же вызвало вопросы у американской стороны.
— Это для меня было новостью. Я думаю, вы это прекрасно знаете.
Как получилось, что его подчиненные зарегистрировали в Казахстане самолеты, явно нарушая законы, не смог объяснить и сам министр. Он лишь подтвердил, что несколько дней назад действительно встречался с представителями американского посольства. Они-то и подняли вопрос неправомерной регистрации самолетов. Чиновник заверил, что сейчас спорные судна уже выведены из государственного реестра. Находятся они за рубежом, но до Сирии ещё точно добраться не успели.
— Один самолёт был осенью зарегистрирован, он был выведен из реестра, он улетел в Армению, он не летел в третью страну, улетел в Армению. И эти два самолета, которые в декабре были в Афинах, по нашей информации, сейчас находятся в Тегеране. Это пассажирские, не грузовые самолёты, — сказал министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек.
Чем закончится эта история, пока неизвестно. Сейчас Нацбюро проводит масштабную проверку, восстанавливая все подробности скандальной регистрации. И не исключено, что в скором времени страна узнает о новых громких арестах.