Душа кобыза - Караван
  • $ 529.99
  • 546.63
-5 °C
Алматы
2025 Год
20 Января
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Душа кобыза

Душа кобыза

Во вновь открывшем после реконструкции свои двери Музее казахских народных музыкальных инструментов в Алматы выставлен окутанный легендами кыл-кобыз Жараса. Инструмент, с помощью которого, говорят, отгоняли саму смерть.

  • 24 Мая 2013
  • 3079
Фото - Caravan.kz

Здание, в котором сейчас расположен музей, было построено еще в 1908 году инженером-строителем Андреем ЗЕНКОВЫМ и само по себе является достопримечательностью Алматы. В 1980 году здесь открыт Музей народных инструментов.

Сейчас говорят о втором рождении музея. Здесь нам повезло встретить знаменитого мультиинструменталиста Едиля ХУСАИНОВА, приехавшего на открытие из Астаны:

Болат САРЫБАЕВ (выдающийся инструментовед. – Прим. авт.) многое сделал для музея, потом был период стагнации, сейчас пришли молодые люди, с новыми взглядами, технологиями. Хочу, чтобы это был один из оплотов культуры южной столицы”.

Впрочем, Едиль Хусаинов сам в какой-то мере стал “компонентом” музея – его образ включен в визуальный гид музея.

Говоря об экспонатах, нельзя не сказать о поистине самом легендарном инструменте, датируемом ХV–ХVI веками – это кыл-кобыз Жараса.

– Жарас жил в ХVIII веке, инструмент ему достался от шести поколений, – говорит гид музея Анара Касымова. – Считается, у кыл-кобыза есть душа и он не каждого готов к себе подпустить. Были легенды и о том, что к Коркыту-ата, создателю кобыза, смерть не могла подступиться потому, что она заслушивалась его игрой. С помощью этого кыл-кобыза владевшие им до Жараса баксы и шаманы отгоняли злых духов и даже смерть. До него шаманы в свой канал связи с духами входили с помощью асатаяка или ударных инструментов.

Есть в музее и более древние инструменты, например, в археологическом зале находятся образцы VI, VIII, Х веков. Кроме того, есть оригинальные домбры великих акынов и музыкантов – Жамбыла, Биржана, Сугура, Дины Нурпеисовой, Нургисы Тлендиева. Сейчас в музее открыто семь залов. Один из них – вводный, включающий в себя петроглифы, археологические находки, камни, на которых можно обнаружить изображение баксы, играющего на духовом и ударном инструменте. Самый древний камень из музейной коллекции датируется IV веком до нашей эры, называется “Алтарь шамана”, весит он 5 тонн, на нем изображен быт наших предков. Также есть залы ударно-шумовых и духовых инструментов, домбры и кобыза, шанкобыза и сасырная, тюркоязычных и европейских фольклорных инструментов, а также мемориальный зал, где можно найти личные музыкальные инструменты великих людей казахской степи.