Дурные болезни - Караван
  • $ 479.23
  • 534.96
+6 °C
Алматы
2024 Год
29 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Дурные болезни

Дурные болезни

Решение связанных с ними социальных проблем требует очень серьезного и планового подхода.

  • 25 Августа 2005
  • 1145
Фото - Caravan.kz

Примерно десять лет назад, в середине 1990-х годов, казахстанская пресса была перенасыщена статьями о проблеме распространения болезней, передающихся половым путем.
Больше всего писали и снимали телевизионных сюжетов тогда о самой опасной из них, после СПИДВИЧ — сифилисе. Тогда и вправду в обществе было ощущение какого-то санитарно-медицинского апокалипсиса, а рост заболеваемости сифилисом стал одним из его символов.
Последующие годы принесли рост СПИД/ВИЧ, гепатита, вспышки чумы, и на таком «жизнеутверждающем» фоне проблема сифилиса как-то ушла «в тень».
По крайней мере, перестала сильно будоражить общество. А что на самом деле? Болезнь, которая в позднее средневековье наводила страх на всю Европу, с которой ни одна другая, кроме, разве что, чумы, не сравнится по отраженности в художественной литературе, действительно отступила на казахстанских просторах?
Комментирует эту важную медико-социальную проблему известный эксперт, кандидат медицинских наук, Сергей Старчиков.
— Если судить по официальной статистике за 2001 — 2004 годы, то в Казахстане идет явная тенденция снижения заболеваемости сифилисом. Не резкая, но стабильная. Например, в 2001 году на 100 тыс. человек в республике было отмечено 146 случаев, в 2002 — 123, в 2003 — 92 и в прошлом, 2004 году, 79 случаев. Но не все так однозначно оптимистично. Дело в том, что статистические данные составляются на основе информации государственных медицинских учреждений, исходя из фиксации ими количества больных, к ним обратившихся и у них же пролеченных.
Частные клиники теоретически тоже обязаны сдавать данные о больных в системы горздравов, но вполне можно предположить, что это происходит далеко не всегда. Методов у медицинских властей «давить» на частный медицинский бизнес в таком вопросе нет. Тем более что частные клиники не имеют права лечить сифилис, хотя нельзя исключать, что это все же случается, а уж тогда они тем более ничего не сообщат.
И это не единственное, что вызывает, по крайней мере, осторожность у специалистов при оценке реального положения дел с заболеваемостью и официальной статистикой. Интересный научно-медицинский факт: многолетние, научно зафиксированные наблюдения, говорят об определенной корреляции между распространенностью в обществе заболеваемости сифилисом и гонококковой инфекцией.
Между ними существуют как бы периодические колебания — когда увеличивается распространенность одной из болезней, обязательно сокращается другая, затем наоборот. Своего рода «качели». То есть, в нашем случае на фоне снижения заболеваемостью сифилисом, должно бы расти количество гонореи, но согласно официальной статистике этого не происходит; снижается заболеваемость обеими инфекциями, хотя и разными темпами. Если раньше врачи называли колебания распространенности этих двух болезней по отношению друг к другу «ножницами», то теперь говорят о «зеркальной тенденции» — растет сифилис — растет гонорея, и так же и при снижении. Парадоксальная ситуация. Можно было бы расслабиться на фоне последних статистических данных, когда снижается объем заболеваемости обеими болезнями. Но… Общемировая тенденция, прослеживаемая на основе статистики, показывает, что за рубежом «все в порядке», все обычные колебания по типу «качелей» сохраняются. Некоторые врачи считают, что в этом видно еще одно основание для претензий к официальной статистике, подготавливаемой Минздравом.
— Реальная картина у нас в стране, скоре всего, такая же, как и должна быть, то есть идут обычные колебания двух инфекции по отношению друг к другу, просто все упирается в статистику.
Дело в том, что как раз последние пять лет стали временем открытия большого количества частных медицинских центров. Это привело к искажению статистической отчетности по объективным, скажем так, рыночным, причинам. Но, кроме того, из-за оттока врачей из государственных лечебных учреждений в частные клиники, постоянно повторяется ситуация, когда заметная часть случаев инфицирования просто не попадает в статистику. Опытный врач, уходя из больницы, института или диспансера в частную клинику «уводит» и свою традиционную клиентуру.
Уводит не только из госучреждения, но, в результате, и из-под более-менее отслеживаемой статистики. В очередной раз подтверждается старая истина — «есть правда, ложь и статистика», — считает г-н Старчиков.
Между прочим, в частных медцентрах могут оказывать медицинскую помощь и таким больным, делая это фактически незаконно, но на довольно высоком уровне.
В основном так оно, видимо, и происходит, иначе были бы столь громкие скандалы, которые «выплеснулись» бы на общественное обозрение, как ни пытайся их скрыть.
Реально, по мнению врачей, как анализ официальной статистики в увязке с рядом известных правил, так и наблюдения медиков, позволяют говорить, что сегодня нет ни резкого роста, ни такого же снижения заболеваемости сифилисом; картина более менее стабильная.
Как бы там ни было, но многочисленные публикации в СМИ, а также просветительская работа Национального центра проблем формирования здорового образа жизни, Республиканского Кожно-Венерологического института, Центра по профилактике СПИДа дают свои результаты, — как это отметил наш собеседник. Произошло определенное повышение грамотности, культуры гигиены у населения.
Вторая причина стабилизации заболеваемости, это программа так называемого синдромального лечения сифилиса, осуществлявшаяся местными медицинскими центрами при поддержке ПРООН.
Суть ее заключалась в следующем. В 1990-х годах, когда ситуация с сифилисом действительно усугубилась на фоне такого же социально-экономического положения (рост проституции, СПИДа), в регионах, где не хватало специалистов и лабораторий среди врачей-терапевтов и так называемых «групп риска» (проституток, наркоманов, гомосексуалистов) были распространены как бы схемы, объясняющие симптомы сифилиса и описывающие первейшие методы его лечения.
Люди смогли более-менее грамотно принимать необходимые меры, что внесло определенный вклад в стабилизацию уровня заболеваемости. Хотя была и есть у этой методики борьбы с сифилисом и обратная сторона — укоренение в группах риска традиции самолечения, что переводит заболеваемость в скрытые формы.
— Мы тогда были против широкого распространения этой методики, опасались, что когда поколение тех, кто в 1990-х воспользовался методикой и не довел лечение до конца, переведя сифилис в скрытую форму, начнет становиться отцами и матерями — вызовет всплеск врожденного сифилиса у детей. Такая вероятность по-прежнему не исключена, — заметил врач.
Возможно, играет роль в определенном снижении остроты проблемы сифилиса и его странная особенность. Заболеваемость им подвержена двенадцатилетним циклам: пики болезни совпадают с периодами солнечной активности. Четкого научного объяснения этому нет, хотя есть масса медицинских диссертаций по этой проблеме, четко прослеживающих связь крупных вспышек заболеваемости и периодами особой активности нашего светила. Каким-то образом гипер- и микро- миры пересекаются, весьма болезненно воздействуя на человечество.
Но что бы ни было причиной снижения активности болезни, по мнению Александра Старчикова, она не должна уходить на периферию внимания государства и общества. Нельзя сокращать объемы и накал просветительской деятельности, умалять значимость тех сфер медицины, которые ориентируются на борьбу с сифилисом.
Это заболевание было и остается одним из наиболее тяжелых не только по медицинским последствиям для отдельной личности, но и по социальным — для общества.
Один только, чисто практический аспект — сифилис приводит в очень значительном числе случаев к тяжелой инвалидности, а это — нагрузка на систему социального обеспечения через необходимость выплат пенсий, пособий, дотаций медицинским учреждениям.
Хотя самое главное, конечно, нанесение непоправимого ущерба будущим поколениям…