Друг, оставь покурить: в ближайшее время на рынке будет царить хаос - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Друг, оставь покурить: в ближайшее время на рынке будет царить хаос

Друг, оставь покурить: в ближайшее время на рынке будет царить хаос

Карантин спровоцировал рост самоубийств в Казахстане. Заточение в квартирах без права выйти на улицу мало кому идет на пользу. Поэтому в стране произошел рост бытового насилия, разладов в семьях и конфликтов с полицией. Люди теряли работу. Это был настоящий стресс. Кто-то его заедал. Другие заливали водкой. Третьи занимались спортом. Четвертые усиленно отлеживали диваны.

  • 26 Июня 2020
  • 34374
Фото - Caravan.kz

В такой ситуации придумывать правила, по которым будет жить страна в будущем, – очень смелое занятие. Смелое, потому что надо быть очень уверенным в себе человеком и точно знать, что депрессия тебя обошла. Но такие люди нашлись. Более того, они приняли проект Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения.

Кодекс вяло готовили несколько лет, но в этом году он стремительно прошел через мажилис, вернулся с поправками из сената и буквально за несколько дней был одобрен во втором чтении и подан на подпись к Президенту.

Под предлогом борьбы с коронавирусом в документ внесли множество запретов и ограничений, которые ломают экономику. И не только табачных компаний.

Впечатление такое, будто документ писали под крупные магазины и контрабандистов. Других бенефициаров не видно.

Минздрав как основной разработчик кодекса предложил отдать под надпись о вреде курения уже не половину пачки, а 65% ее поверхности. Запретить выкладывать сигареты на витрину, поднять возрастной ценз для права покупки табака до 21 года. Проект кодекса напрямую противоречит сразу пяти законам Казахстана, считают юристы. Конституции, Гражданскому кодексу, Предпринимательскому кодексу, “О регулировании торговой деятельности” и “О защите прав потребителей”.

На днях Кодекс о здоровье народа поступит на подпись Президенту. Я, как экономический обозреватель, увидел в нем массу детских представлений, что запретами можно заставить кого-то отказаться от курева. Наивные. Рынок так не работает. Он будет искать, как обойти барьеры. И, будьте уверены – обойдет. Обычный человек своим кошельком покажет, что он не совсем дурак.

Горячо? Нет, холодно

Новое требование: при продаже табака покупатель не должен видеть выложенные сигареты. Клиент должен сыграть с продавцом в “холодно – горячо”: говоришь свои хотелки, а тот, за прилавком, даже не может сказать, что есть и чего нет. Только отвечать “да” или “нет”. И так по всему списку. Можно еще проще: просто запретить говорить в магазине.

Два пальца у губ – вполне понятный знак “Дай дунуть”. Зачем говорить слово “сигареты” или “табак”? Это могут услышать дети и захотеть попробовать. Странно, что никто не запрещает детям смотреть на курящих.

Зашли вы в магазин. Попросили сигарет. Откуда продавец их достанет? Правильно, из-под прилавка. То есть перед покупкой у законопослушного налогоплательщика даже возможности не будет проверить, есть на пачке акцизная марка или нет. Кури что дают! А лучше бросай!

А если мы продаем из-под прилавка, то почему бы не загнать по дешевке нашу любимую контрабанду? Теперь ее точно никто не видит. А с проверяющими всегда можно договориться.

Как в лучших домах Москвы и Душанбе

Считается, что теперь сигареты должны храниться в непрозрачном ящике, если магазин хочет торговать табаком. А он хочет торговать, так как для магазинчиков типа “у дома” сигареты дают 25% выручки. Такой ящик надо купить, поставить в витрину. Средняя витрина стоит больше 200 тысяч. Для мелкой розницы цена неподъемная. Правильно, надо же помочь малому бизнесу восстановиться после карантина!

Самое замечательное, что большому сетевому магазину поможет дистрибьютор. Не поможет – сетевик ему руки выкрутит. А вот арендатору магазина “Асеке” или “Аленушка” придется покупать его самому. Или не покупать. Как это сделали его коллеги в Душанбе.

В 2017 году парламент Таджикистана принял новый Закон “Об ограничении использования табачных изделий”. И там тоже была введена норма о запрете на выкладку табачных пачек на витрину.

Владельцы магазинов, недолго думая, скупили все шторки для ванной, нарезали их и завесили витрины с табаком так, чтобы можно было легко открыть витрину.

Дешево и сердито. И витрина стала веселей – дельфины, фрукты, мишки. Готовьтесь. У нас занавески тоже могут стать дефицитом.

А вот в Австралии…

В 2014 году власти Австралии запретили открыто показывать сигареты в магазинах. По подсчетам правительства, более 15% граждан континента курили. Вредная привычка ежегодно убивала 900 человек. На лечение курильщиков тратили 33 миллиарда местных долларов в год. Канберра хотела сократить их число до 10% населения.

И что из этого получилось? То, что предсказывали экономисты, но не верили чиновники. Число курящих выросло. Насколько, сказать никто не может, так как резко выросла и контрабанда.

Сейчас объем нелегального рынка сигарет в стране составляет около 15% от легального. Но антитабачники рапортуют, что продажи сигарет в стране сократились. Ведь они видят только легальных продавцов.

Как это будет происходить в Казахстане? Примерно так же. Любой рынок воспринимает запреты как рост потребительной цены. Обычно при повышении цен на сигареты на 10% легальный рынок сокращается на 2–5%. Ровно на столько же вырастает нелегальный сбыт. По самым скромным подсчетам, введение запрета на выкладку подстегнет потребление. Если сейчас на юге страны нелегального табака 10%, то через год его будет уже четверть. И никто этого не увидит. Зато в отчетах будут красивые показатели. И пусть антитабачники аплодируют. Сами себе. Онанизм какой-то…

Контрабанда

По неофициальным данным, сегодня из десяти сигарет, выкуриваемых на юге Казахстана, минимум одна – контрабандная. Разумеется, с нее не уплачен налог. Юг страны у нас более населенный и победнее, чем столицы или запад, здесь легче всего сбыть подпольную продукцию. Как? Да просто границу перейти.

Кыргызстан и Таджикистан всегда помогут. Акциз в Таджикистане – всего 9,8 евро за 1000 штук. В эту страну товар поступает из Китая, ОАЭ, Болгарии и Сербии, проходит таможенную очистку и на частном транспорте отправляется на север – в Казахстан и Россию.

Сегодня в Алматы на рынках при желании можно найти болгарские “Родопи”, ММ, “Milana”, сербские “Fast”. К нам идут сигареты из Эмиратов, Грузии, Ирана, Беларуси. Стоят недорого: блок 10 штук – 3 000 тенге. Были подешевле, но во время карантина такой товар быстро разбирают.

Минимально разрешенная цена за пачку сигарет в Казахстане – 420 тенге. Контрабанда идет по 300. Только за счет разницы акцизов на одной пачке контрабандист зарабатывает 120 тенге чистого навара.

Да за такой подарок эти люди в десны должны целовать чиновников минздрава.

Кури, курилка

Самое интересное, что при таком раскладе контрабандой могут оказаться сигареты, произведенные в Казахстане на легальных табачных фабриках. Для этого достаточно заказать партию сигарет куда-нибудь в Худжанд. Фабрика наклеит на них таджикские акцизные марки, отправит их заказчику и через пару недель они появятся в Таразе, например. На границе между Таджикистаном и Кыргызстаном есть неконтролируемые участки – ворота для контрабанды. Через казахстанскую границу товар переносят жители наших приграничных районов. Официально для своих нужд. Готово! Потребитель получит привычный товар контролируемого качества, фабрика исполнит заказ.

Законодательство ЕврАзЭС позволяет перевозить через внутренние границы Союза и на своем транспорте тонны подакцизных товаров.

Главное – сказать таможеннику, что везешь только для своих нужд и продавать не будешь. Таможня обязана верить, так как не может проверить, скурил ты сам этот табак или выпил ту водку.

Кто проигрывает? Правильно, только бюджет Казахстана.

Сокращение налогов

Комитет государственных доходов сообщает, что в 2019 году Алматинская область получила 219 миллиардов тенге налогов. Ровно половину из них регион получил по статье “Табачные изделия, легковые авто, произведенные на территории РК”. Автозаводов в Алматинской области вроде нет, зато работают две табачные фабрики – единственные в стране. Благодаря этим деньгам акимат региона сегодня пытается развить экономику Талдыкоргана и сельских районов, начал масштабные социальные проекты. Сокращение отчислений даже на 10 процентов всегда больно било по местному бюджету. У казахстанского минздрава очередной приступ борьбы с курением

Кстати, Алматинская область – регион с самым бедным населением в стране. 1,5 миллиона человек напрямую зависят от поступления этих акцизов. Сейчас, похоже, сокращение будет минимум на четверть. Это приведет к падению и социального бюджета, и субсидий селу от акимата, и росту числа бедных.

Подпольное производство

Сигаретные пачки с фирменным лейблом – самый дорогой элемент копирования. Упростив пачку, мы упрощаем жизнь преступникам, которые хотят заработать на чужом бренде. Подпольное производство сигарет уже освоено нашими кулибиными.

Зимой 2017 года в ЮКО служба экономических расследований комитета госдоходов накрыла подпольную табачную фабрику. Предприятие работало в селе Аксукент.

Там нашли 800 тысяч поддельных акцизных марок, 20 тонн табака, фильтры для сигарет, рулоны отрывных лент от сигарет, сигаретную бумагу, рулоны фольги от сигарет, клей для сигарет. Всё что надо. И подделка уходила в народ.

На рынках Шымкента и Тараза налоговики изъяли более 110 тысяч пачек сигарет с поддельными акцизными марками. Тогда акциз был в 2 раза меньше, чем сейчас. С 1 июля ставка акциза снова вырастет. Это сделает черный рынок табака очень прибыльным.

По бычку?

Судя по тексту кодекса, самое слабое звено во всей этой антитабачной кампании – торговля. Ну не могут наши контролирующие органы понять, продают ли они сигареты несовершеннолетним или нет. Поэтому покусились на святое торговли – витрину. В письмах минздрава, министерства информации и коммуникаций, министерства нацэкономики постоянно проскальзывает одна и та же ссылка: запрет выкладки табачных изделий снижает подверженность подростков рекламе сигарет на 82%, выкладка стимулирует импульсные покупки и увеличивает объем продаж на 12–28%.

Если так, то на самом деле надо запретить всю продажу табака. Объявить его вне закона. И тогда мы сделаем запретный плод для ребенка еще слаще. И тогда подросток точно будет искать, где бы урвать бычок, чтобы пыхнуть и стать крутым.

Такое чувство, будто наши министры родились прямо в своих креслах, так и не прожив детство. Мир подростка формируют семья, школа и двор.

Если родители в семье курят, то он почти наверняка стащит пару сигарет у отца для себя и друзей. Если курит отец друга, то пацан наверняка попробует курнуть. И если родной отец этого не пресечет, то все они будут курильщиками.

И никакой районный аким или даже министр здравоохранения ничего с этим не поделают.

В Советском Союзе рекламы не было в принципе. Тем не менее курила четверть населения. Кстати, сегодня в Казахстане курит всё та же четверть населения. Курение – проблема социальная. Ее надо решать социальными методами, а не директивными.

И вся информационная деятельность табачных компаний направлена не на детей, а на 45% курильщиков, у которых нет четкой привязанности к марке. Кстати, именно эти 45% при нужде будут курить всякую дрянь.

Гулять так гулять

Как всякий товар сигареты, папиросы и табак несут в себе нужную для потребителя информацию. Вы согласны, что курильщики – такие же граждане страны и имеют право знать, что они потребляют? Допустим, согласны. Первое, что дает прилавок, – право выбора. Да, большинство курильщиков – сторонники одной марки. Но если привычного курева нет, он может перейти на другое. Кодекс лишает курильщика такого права.

Второе – у любого потребителя есть право на информацию. Недавно на рынке появился новый вид табачных изделий – cистема нагревания табака. В обычной сигарете во время затяжки табак горит при температуре 1000–1100 градусов. Этого хватит, чтобы расплавить чугун.

В новых системах нагревания температура меньше 400 градусов. Этого хватает только высвободить никотин. Значит, и вреда здоровью наносится меньше.

Но как курильщик узнает, что о нем заботятся и желают, чтобы он прожил 300 лет, если рекламы нет, витрины все закрыты туалетными шторками и продавцы имеют право говорить только о погоде? Итак, налицо второе нарушение права потребителя – права на информацию.

Модель потребления

Теперь посмотрим, как поведет себя курильщик в новых условиях. Про запас казахстанцы обычно табак не покупают. Зачем, если пачку можно купить в любом магазине или киоске?

Мы уже говорили, что Кодекс о здоровье напрямую лоббирует интересы крупных магазинов и сетей. Но эти торговые точки, как правило, находятся далеко от потребителя. И каждый день туда не походишь. Вывод – надо делать запасы, как в старые добрые времена. И чем больше, тем лучше. На улице появится куча неудачников, которые прошли/проехали/прошляпили магазин с табачной лавкой. И они будут стрелять у предусмотрительных. Говоря научно, модель потребления изменится.

Теперь курильщик будет чувствовать себя преступником. Стресс курильщики обычно закуривают. Значит, и потребление будет расти.

Есть и другая сторона: значительная часть казахстанцев закупается не в магазинах, а на рынках. А там их всегда ждут наши торговцы контрабандой. Имеем в итоге и рост потребления, и рост контрабанды.

Кат, махорка, анаша

Всего в мире курят почти 1,4 миллиарда человек. В среднем по миру – четверть населения. Четыре из пяти курильщиков – жители стран с низкими доходами, с высоким процентом бедности. Из общей картины выбивается Африка. Здесь курят всего 14% населения. Но не по причине запретов и регулирования рынка. Вместо табака местные употребляют легкие наркотики. В Эфиопии, Сомали, Кении самый популярный стимулятор – кат, наркосодержащее растение, у которого жуют листья. От этого у здешних мужчин замечательно зеленые зубы и дороги покрыты плевками из жеваных листьев.

В Казахстане тоже есть такие заменители – махорка, анаша и насвай. Если дешевые сигареты подорожают или их станет труднее купить, то бедные перейдут на эти товары.

Это уже проходили Турция, Россия, Канада, Австралия. Но мы же упорные. Нам надо учиться на своих ошибках.

Неудачникам спорт не нужен

Нормальной работой по снижению табакокурения в стране было бы развитие массового спорта. Что же делается здесь?

Как раз в этом, 2020 году завершается первый этап Плана мероприятий по реализации Концепции развития физической культуры и спорта РК до 2025 года. В нем 40 пунктов – от развития профессионального спорта до инфраструктуры физической культуры. Самая популярная сумма, выделяемая на выполнение каждого пункта, – “не требует средств”. Столько денег надо для 26 пунктов программы. Понятно, что если денег не требуется, никто не спросит. В отчете напишут, что спорт и физкультура в Казахстане процветают.

Правда, надо сказать, что разработчики концепции видят проблемы спортивной отрасли. Это низкий охват населения систематическими занятиями спортом и физической культурой – регулярно занимается спортом только четверть казахстанцев.

Совсем не занимаются физкультурой жители села и бедные слои населения. Первым – негде, вторым – не на что.

Совсем не популяризируется здоровый образ жизни. Мало детей занимается спортом, не хватает тренеров, спортивные клубы, секции и площадки плохо оснащены спортивным инвентарем, особенно в селах. Иначе говоря, денег на спорт нет. И не предвидится.

В свое время рост налогов оправдывали необходимостью делать табак недоступнее для курильщиков и растущими тратами на охрану здоровья населения. Сегодня в цене пачки сигарет только акциз составляет 46%. Но курильщикам и 420 тенге/пачка оказалось по плечу. Со вторым тоже не срослось – на детский спорт денег в бюджете как не было, так и нет.

***

К сожалению, никто не видит окончательной редакции проекта кодекса. Поэтому есть риск, что он останется в самом сыром варианте. Если Президент подпишет документ, он вступит в силу уже через 10 дней. Без никакой раскачки и переходных периодов. Это странно, ведь даже налоговые кодексы всегда дают отсрочку для привыкания бизнеса к изменениям – месяц, полгода, год.

Минздрав считает, что его мнение важнее, чем экономика сотен тысяч магазинов, рынков и киосков.

Через 10 дней все запасы табачных изделий – сигареты, папиросы, сигары и стики – разом окажутся вне закона. И полгода на рынке будет царить хаос. И кое-кто сделает на этом состояние.

АЛМАТЫ