В “Промстрое” разводят руками: всё прямо по поговорке – попали как кур в ощип. Десять лет предприятие без проблем пользовалось правом недропользователя-долгосрочника – добывало глину для кирпичного завода на участке “Жерновое”. И тут минувшим летом при разработке очередного пласта ковш наткнулся на древнее захоронение. Как рассказали в ТОО, экскаваторщик сразу остановил работу и поставил в известность свое начальство. Частное предприятие в свою очередь известило Восточно-Казахстанское учреждение по охране историко-культурного наследия – строго в соответствии с Законом “Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия”. Последнее быстро отреагировало – потребовало от предприятия огородить участок площадью 2 гектара, взять его под охрану и… за свой счет провести археологическое исследование.
Интерес государственный, деньги частные
– Вот Закон “Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия”, статья 39, – говорит замдиректора ТОО “Промстрой” Наталья ЧЕРЕПАНОВА. – Здесь прямо сказано, что исследования на историческую ценность должны проводиться до выделения земельного участка. У нас на руках контракт на недропользование, все разрешительные документы. И нигде ни слова, что мы за свой счет должны организовать археологические изыскания.
В вышеназванном управлении убеждены прямо в противоположном – фирме якобы еще при оформлении карьера полагалось получить “культурное” заключение.
– Каждый, кто хочет освоить территорию, будь это карьер или месторождение, должен выяснить, есть ли там памятники культуры, – дал комментарий заведующий отделом архитектуры, археологии и монументов Восточно-Казахстанского областного учреждения по охране историко-культурного наследия Есет ЛАЗИМКАНОВ. – Без такого документа в управлении земельных отношений не должны давать участок.
Похожий случай, по словам завотделом, был три года назад в Бескарагайском районе области: компания сотовой связи планировала установить вышку на месте древнего кургана, но после вмешательства управления для ретранслятора выбрали другое место.
– Мы не можем заранее исследовать все участки, где планируются какие-то работы, – заметил специалист. – В области 19 районов, а в учреждении всего шесть человек. Мы же не будем ездить везде и проводить исследовательские работы, тем более что на них нужна лицензия.
Все в суд?
На сегодня стабильное еще недавно ТОО простаивает. По словам замдиректора предприятия, свыше сотни сотрудников отправлены в отпуск без содержания, убытки исчисляются миллионами. Фирма обратилась в Павлодар к археологам, имеющим необходимую лицензию, те выставили счет: 1,8 миллиона тенге, если на работах будут задействованы рабочие и техника самого предприятия, и 4 миллиона тенге – если ученые привлекут свои ресурсы. Как невесело шутят в ТОО, глиняный карьер на глазах становится золотым…
А в октябре ТОО получило от власти еще одно проявление заботы – областное управление предпринимательства и индустриально-инновационного развития отказало предприятию в просьбе предоставить другой участок.
– Нам сообщили, что предоставление права недропользования без проведения конкурса невозможно, – пояснила Наталья Черепанова. – Устно еще добавили, что в ближайшее время нового участка для нас не предвидится.
Какие перспективы у небольшого кирпичного производства? Сейчас его руководство направило жалобы в разные инстанции. Однако, зная любимую фразу госорганов, что государство у нас правовое и все споры нужно решать в правовом поле, можно не сомневаться – предприятию придется судиться. Причем судиться с государством. В какие убытки выльется многомесячный простой? Сможет выжить небольшое производство?
Каждый день в соцсетях и СМИ можно встретить рассусолы казахстанских экспертов всех мастей на тему отечественной экономики – про неприкосновенность частной собственности, исключение административного ресурса, независимость судов и т. д. и т. п. Но слова словами, а реальность – вот она: достаточно оказалось бумажки из двух госучреждений, и бизнес, считай, приговорен. Тот самый малый бизнес, который содержит государство – платит в бюджет налоги, создает рабочие места, обеспечивает социальную стабильность.
К слову, в областной палате предпринимателей считают, что проблема ТОО “Промстрой” надуманная. Как пояснили специалисты палаты, согласно правилам выявления, учета и придания и лишения статуса памятников истории и культуры, утвержденным минкультом в 2015 году, “выявление и учет объектов историко-культурного наследия обеспечивают местные исполнительные органы областей, города республиканского значения, столицы”. Точка.
Виктор ВОЛОГОДСКИЙ, Усть-Каменогорск