Драма Великой Степи: как кочевая цивилизация едва не исчезла с лица земли - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+3 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Драма Великой Степи: как кочевая цивилизация едва не исчезла с лица земли

Драма Великой Степи: как кочевая цивилизация едва не исчезла с лица земли

Эпоха последних государств Великой Степи. Резня за власть, территориальные войны, политические объединения  и многое другое: от распада империи Чингисхана до возникновения казахских жузов.

  • 21 Февраля
  • 39295
Фото - Caravan.kz

Казахстанский исследователь, писатель, художник-реконструктор Данияр Байдаралы  знакомит читателей  Caravan.kz  со своей версией возникновения и развития кочевой цивилизации, основанной на современных сведениях по популяционной генетике, палеогенетике, новых данных археологии и исторических открытиях. Мы уже рассказали о заселении земель и первых поселенцах евразийских территорий, о зарождении протокочевников и ранних кочевников в период бронзового и раннего железного веков, о технологических революциях и появлении Великого Степного пути, об истории раннего и классического средневековья, закате Кочевых каганатов, феномене Чингисхана, координации Великого Шелкового пути.

Роковая  роль Эмира Тимура

— В XIV веке дела в Каганате Чингизидов шли неважно. В Улусе Джучи (ранее известном как Золотая Орда) шла резня за власть между Чингизидами, и ханский трон переходил из рук в руки слишком часто, — рассказывает казахстанский исследователь Данияр Байдаралы.  — Улус Чагатая распался на две части — Западный и Восточный Могулистан. Ставку Великого Кагана (известную как династия Юань) выселили из Китая, и ее место заняла местная династия Мин. От огромного восточного улуса под властью Чингизидов осталась только Восточная Степь, известная как Северная Юань.

В Ильханате к власти пришел не-чингизид Эмир Тимур, который превратил Чингизидов в марионеток и создал свою династию Тимуридов. Не будучи төре-чингизидами, они не могли называться ханами, потому они называли себя “хургенами”, т.е. “зятьями” Чингизидов. Тимур вообще сыграл роковую роль для и так уже ослабевшего Каганата Чингизидов. Вступив в войну с Улусом Джучи и Чагатая, он нанес им несколько сильных поражений а под конец и вовсе сжег все их основные города, нарушив таким образом торговый Шелковый Путь — главную житницу Чингизидов.

Иллюстрация от Данияра Байдаралы

К XV веку весь Каганат Чингизидов продолжал неизбежно распадаться на все более мелкие части: В Западной и Центральной Степи возникли Казанское, Астраханское, Крымское и Сибирское ханства и Великая и Ногайская Орды. Они все еще были очень сильны, но уже не могли представлять былой угрозы своим соседям. Более того, они сами стали объектом нападок со стороны все усилившихся соседей — Литовского и Московского княжеств.

Иллюстрация от Данияра Байдаралы

Потомки Джучи — Шейбаниды изгнали из Центральной Степи  потомков Тимура и образовали государство Кочевых узбеков. Отступившие Тимуриды в свою очередь основали династию Тимуридов в Иране и Афганистане. Один из Тимуридов — Бабур — добрался с небольшим отрядом до самой Индии и там основал государство Великих Моголов и династию Бабуридов. Государство Кочевых узбеков позже распалось на две части: полуоседлый Улус Шейбанидов на юге Центральной Степи, и кочевое Казахское ханство на востоке, на границе с Могулистаном. К северу от Могулистана и к востоку от Казахского ханства образовался союз кочевников Четыре Ойрата.

Иллюстрация от Данияра Байдаралы

Все образовавшиеся в этот момент государства Великой Степи были крайне неустойчивыми, жили в постоянных войнах и кровавых интригах и никогда не знали покоя надолго. Плюс со всех сторон усиливалось давление осмелевших соседей, которые видели, как слабеют и деградируют некогда грозные степные народы, и начинали свою игру за их наследие.

Какое-то время более-менее комфортно себя ощущали два последних крупных и сильных кочевых государства — усилившееся Казахское ханство в Центральной Степи и вновь созданное на основе союза Четырех Ойратов к востоку от казахов Ойратское (Джунгарское) ханство. Оба ханства смогли объединить кочевые племена Центральной и части Восточной Степи, и из них составить свои вооруженные силы, а за счет контроля южных городов поддерживали свою экономику. Но они воевали между собой и со своими оседлыми соседями, что, несмотря на все их усилия, делало их дальнейшее существование бесперспективным.

Эпоха последних государств Великой Степи

— В XVII-XVIII веках в Великой Степи шли драматические и трагические события — древняя кочевая цивилизация сыпалась под внешними ударами усилившихся и ставших более технологически развитыми оседлых государств, которые массово переходили на армии и вооружение Нового Времени и применяли огнестрельное оружие, — продолжает Данияр Байдаралы.Великая Степь оказалась стиснутой со всех сторон в тугое, все сужающееся кольцо новых голодных оседлых империй, и кочевые государства были вынуждены драться между собой за все уменьшающиеся степные уделы.

В Западной Степи возникло новое уникальное полукочевое образование — Запорожская Сечь. Ее особенность заключалась в том, что в ее составе изначально были представители тюркских и славянских народов, но постепенно славянский элемент стал преобладать. Запорожская Сечь вступила в жестокую борьбу со слабеющими кочевыми государствами Западной Степи и своими оседлым соседями, в том числе османами, поляками и русскими. На Едиле возникло Калмыкское ханство, родственное Ойратам (Джунгарам), но отделенное от них двумя тысячами километров, которое калмыки преодолели, пройдя через всю Центральную Степь.

Калмыки и сечевые казаки добавили трудностей ханствам Западной Степи, которые и так с трудом сдерживали все растущий напор славянских государств, в особенности Руси, которая к тому времени из Московии превратилась уже в Царскую Россию. В конце концов Россия и Польша поглотили всю Западную Степь вместе с Запорожской Сечью, Крымским, Казанским, Астраханским, Калмыкским ханствами и Большой и Ногайской Ордами.

В Центральной Степи шла тяжелая вековая борьба между последними двумя крупными и сильными кочевыми государствами — Казахским и Джунгарским ханствами. В Восточной Степи усилились халха-монголы и маньчжуры. Маньчжуры завоевали весь Китай, победив предыдущую династию Мин, и создали мощную империю Цин. Цин начала давить и на джунгаров, и на монголов. Джунгарское ханство вынуждено было воевать на три фронта — с казахами, монголами, и маньчжурами, и в конце концов пало под объединенными ударами Цин и халха, которые устроили джунгарам геноцид и резню. Маньчжуры вышли на границу с казахами.

На юге Центральной Степи образовались три полукочевых ханства: Хивинское, Бухарское и Кокандское. Они давили на слабеющее Казахское ханство с юга, а с севера на казахов все больше давила Царская Россия. Теперь она перевалила за Урал, где добила Сибирское ханство и захватила всю Сибирь. Царская Россия теперь эволюционировала в Российскую империю и нависла над Великой Степью огромной тенью, которая превратилась в самую большую угрозу кочевникам Великой Степи с севера. Причем присоединенные ею кочевые народы и казачество, ставшее из вольного сечевого реестровым (служащим Российской империи), помогали ей в деле завоевания Великой Степи.

Иллюстрация от Данияра Байдаралы

Казахское ханство распалось на три полунезависимых орды-жуза: Старший, Средний и Младший, у каждого из которых были свои ханы, которые соперничали и воевали между собой. В конце концов все три казахские жуза, один за другим, вступили в состав Российской Империи и подверглись дезинтеграции и реинтеграции в ее состав, как и все поглощенные ранее кочевые ханства. После поглощения казахских жузов Российская империя завоевала Кокандское, Бухарское и Хивинское ханства, а также Мервский оазис. Завоевание Центральной Степи было окончено.

В это время империя Цин подчинила своей власти все монгольские и ойратские государства Восточной Степи и Тибет. В Сибири и Центральной Степи она вышла на границу с Российской империей. Вся Великая Степь была полностью завоевана и поделена между Цин и Российской империей. На этом закончился первый большой цикл Кочевой цивилизации Евразии. Казалось бы, на этом и закончилась ее четырехтысячелетняя история, — заключает Данияр Байдаралы. — Но ничто не вечно в этом мире. И сегодня уже завоевавшие Великую Степь оседлые империи а также другие оседлые империи по всему миру, ставшие уже постиндустриальными странами, испытывают множество проблем. Среди этих проблем перенаселение, старение населения, перегрев экономик, угроза нехватки энергоресурсов, а самое главное, деградация природы и окружающей среды на нашей планете Земля.

Самая экологичная цивилизация в истории человечества

— Когда-то, не имея более врагов в Евразии, кочевники Великой Степи начали сами себя уничтожать. Сегодня этим занимаются уже оседлые постиндустриальные страны с их экономиками потребления и индустриальным технологическим укладом. Не придет ли день, когда они, подобно кочевникам прошлого, сами себя уничтожат и рухнут под грузом своих нерешаемых внутренних противоречий и проблем? – говорит  казахстанский исследователь. — Если такой день придет, не начнется ли тогда новый цикл кочевой цивилизации — ведь она всегда была и будет самой экологичной цивилизацией в истории человечества. Оседлая цивилизация изначально была заточена на потребление невозобновляемых ресурсов, будь то ресурсы почвы для земледелия или полезные ископаемые из недр земли для различных производств, транспорта и индустрий. Но эти ресурсы стремительно заканчиваются, и никакие попытки их заменить пока не увенчались успехом.

В отличии от нее кочевая цивилизация всегда полагалась на свой скот — а ведь это и есть экологичный, самовозобновляемый, устойчивый ресурс. С помощью огромных масс скота кочевники Великой Степи кормили и одевали и себя и своих соседей и даже влияли на климат и плодородие степных просторов. По сути, кочевники создали и поддерживали устойчивую пастбищную экосистему, которая положительно влияла на климат и экологию планеты в течение тысяч лет.

Пасущиеся огромные стада скота удобряли и ирригировали почву своим навозом и мочой, таким образом тысячелетиями поддерживая ее плодородный слой и богатый травостой. Вместе со своими партнерами — кочевыми скотоводами, которые непрерывно обеспечивали это передвижение скота каждый год в течение тысяч лет, они образовывали особую экологическую пастбищную систему — “Кочевые Степи”. Недаром все прежние гигантские степные пастбища пришли в упадок и опустынились после прекращения кочевого скотоводства.

— Так может быть, потомкам кочевников Великой Степи не стоит ждать, пока мир начнет гибнуть вместе с оседлой цивилизацией, и заново запустить новый цикл кочевой цивилизации? – рассуждает Данияр Байдаралы. — Ведь все три степи никуда не делись, а заполнить их заново скотом и ухаживать за ним с применением новых технологий не составит большого труда. Тем более, что интерес к кочевой цивилизации Великой Степи в мире растет с каждым годом.

Иллюстрация от Данияра Байдаралы

Тем более, что у Новой кочевой цивилизации есть проект партнер-побратим — российский ученый Сергей Зимов предлагает возрождать экосистему Мамонтовых Степей, которые как раз прилегают к Кочевым Степям с севера. Мамонтовые Степи очень похожи на Кочевые Степи, с той лишь разницей, что там роль человека, обеспечивающего выживание остальных видов животных и растений, выполняли мамонты, откуда и название “Мамонтовые Степи”. Зимов предлагает генетически модифицировать индийских слонов, чтобы они отрастили шерсть и могли жить на севере, после чего заполнить ими Мамонтовые Степи, что приведет к их возрождению.

Если запустить параллельно оба проекта — нашу Новую кочевую цивилизацию в Великой Степи и возродить Мамонтовую Степь, то экологический эффект для планеты Земля будет просто колоссальным, и это поможет даже нейтрализовать и устранить последствия индустриализации. Не говоря уже о том, что Новые кочевники могут обеспечить мир дешевым мясом, кожей и шерстью, решив таким образом продовольственную проблему и одев-обув весь мир.

Если всерьез призадуматься над этими перспективами, то они не покажутся такими уж сумасшедшими. Это гораздо лучше, чем просто покорно идти в направлении всеобщей катастрофы вслед за развитыми странами и ничего не предпринимать по этому поводу.