Многие СМИ сообщали о том, что внучка академика Мухамеджана Тынышпаева обратилась по этому поводу к президенту и рассказала об ужасных условиях в вузе, однако данная информация оказалась фейком.
Редакция Caravan.kz рассказывает, что происходит с «Казахстан Темир Жолы» сейчас, и вспоминает самые запомнившиеся из предыдущих скандалов вокруг этой компании.
Так, вчера сенатор Закиржан Кузиев обвинил КТЖ в недобросовестной конкуренции.
"По инсайдерской информации, зарубежным грузоотправителям и экспедиторам предлагается переоформить свои заявки через аффилированные с КТЖ организациями АО "Кедентранссервис" и АО KTZ Express. Считаем, что такие действия создают условия для недобросовестной конкуренции и противоречат нормам Предпринимательского кодекса", — заявил чиновник в депутатском запросе.
На данный момент внимание публики привлекла дочерняя компания КТЖ, которая с 2018 года занимается контейнерными перевозками, но не заплатила ни одного тенге налогов.
Скриншоты опубликовал журналист Михаил Козачков.
Кроме того, благодаря Михаилу стало известно, что компания не следит должным образом за эксплуатируемыми сооружениями, например, мостами, в результате чего данная инфраструктура находится в аварийном состоянии.
Также сотрудники КТЖ потратили миллиарды тенге на неработающие и неиспользуемые системы.
Несмотря на все это, на компании висит огромный долг размером в 2 триллиона тенге. Прибыль КТЖ не перекрывает этот долг – например, в 2022 году компания сообщила о прибыли размером 36,9 млрд тенге, в 2021-м – 119,1 млрд, в 2020-м – 16,2. Для выплаты этого недостаточно. При этом председатель правления компании «Казахстан темир жолы» Нурлан Сауранбаев сообщил, что благодаря холдингу «Самрук-Казына» долг КТЖ в иностранной валюте удалось снизить с 54 до менее чем 30 %.
Впрочем, частично долг можно объяснить коррупцией и хищениями. Так, на этой неделе стало известно, что в некоторых филиалах ТОО «КТЖ — Грузовые перевозки» выплачивалась зарплата несуществующим сотрудникам, в том числе умершей 7 лет назад пенсионерке. Общее число «мертвых душ» составило 742, общая сумма выплаченной им зарплаты – более 10 млн тенге.
Безопасность в поездах
Ситуация по данному вопросу оставляет желать лучшего по всем пунктам.
Дети легко забираются на крышу вагонов – например, в августе этого года 15-летнего подростка сильно ударило током, когда он залез на грузовой поезд в Карагандинской области. Случай далеко не единичный – в августе 2022-го на крышу грузового поезда пробрались мальчики в возрасте семи и девяти лет, которые потом спрыгнули с движущегося на полном ходу поезда. В 2021 году два подростка – в Таразе и Алматы – погибли, делая селфи на фоне состава.
Иногда вагоны горят, причем не старые составы, которые еще помнят СССР, а «Тальго», как получилось в феврале этого года.
В 2018 году двое проводников «Тулпар-Тальго» изнасиловали и избили молодую женщину, которая ехала без спутников. Для этого проводник вагона, в котором она оказалась, даже перевел второго пассажира из ее купе на другое место. Суд приговорил насильников к 2,5 и 2,3 годам лишения свободы, повторный процесс закончился приговорами на 5 лет.
«Есть даже от 26 июня запись, на которой подсудимый сказал: «Когда она вошла, ее все проводники захотели». Это говорит о том, что для них это норма – делить пассажирку, которая едет одна», – рассказала пострадавшая.
В декабре 2022-го начальник поезда подрался с пассажиром, а в августе того же года целая футбольная команда из сотрудников компании оказалась втянута в драку на любительских соревнованиях в Бурабае.
Сами сотрудники КТЖ тоже должны быть осторожны – порой они даже гибнут на рабочих местах. Например, однажды проводник получил смертельный разряд тока. Семьи погибших получают крупную компенсацию, но она не может вернуть мужа и отца.
Неудивительно, что работники «Казахстан темир жолы» регулярно бастуют. В прошлом году таким образом им удалось добиться повышения зарплат.
Безопасность поездов
С этим еще хуже. Поезда сбивают людей (иногда при загадочных обстоятельствах), скот, автомобили, фуры, автобусы, причем вина далеко не всегда лежит на пострадавших. Из наиболее крупных ДТП можно привести в пример трагедию, которая произошла в Мангистауской области в ноябре 2017 года. Тепловоз врезался в оказавшуюся на путях «Газель», в результате чего девять человек погибли, еще 27 были госпитализированы.
Кроме того, регулярно сходят с рельсов отдельные вагоны, иногда чуть ли не целыми, например:
- май 2023 – 18 вагонов возле Шымкента,
- ноябрь 2022 – 14 вагонов под Карагандой,
- февраль 2015 – 19 вагонов в Семее,
- апрель 2014 – с разницей в день в Жамбылской и Атырауской областях сошли по 13 вагонов.
И это только самые крупные ДТП, моментов, когда сход коснулся одного-двух вагонов, намного больше. При этом как минимум один подобный случай компания пыталась скрыть. Так, Западно-Казахстанская транспортная прокуратура обнаружила, что в КТЖ не посчитали «событием» сход локомотива с рельсов, за что ответственного сотрудника компании привлекли к административной ответственности.
В июле нескольких руководителей даже уволили после того, как с рельсов сошел грузовой поезд в Жамбылской области.
«За допущенные нарушения безопасности движения наложены соответствующие дисциплинарные взыскания, освобождены от занимаемой должности ответственные руководители. Обеспокоенность вызывает ухудшение состояния производственной безопасности. Отмечена необходимость принятия незамедлительных мер по устранению выявленных замечаний, снижению производственного травматизма, а также по улучшению санитарно-бытовых условий труда», – сообщили в пресс-службе компании.
Преступления сотрудников
Они не ограничиваются уже упомянутыми изнасилованиями, дракой и выдачей зарплаты несуществующим работникам.
В 2016 году пассажир поезда Алматы – Атырау опубликовал в соцсетях фотографию спящих на полу поезда людей. Выяснилось, что начальник и проводник поезда незаконно перевозили людей, которые не покупали билеты официально, а платили деньги напрямую в карман нечестным железнодорожникам. Виновных уволили, их руководство наказали выговорами. Но воз и ныне там, договориться о такой поездке можно до сих пор. Более того, таким способом пассажиры мужского пола оказываются даже в специальных вагонах, куда должны пускать только женщин и мальчиков в возрасте до 7 лет.
В 2019-м проводника приговорили к 4 годам заключения за перевозку наркотиков в особо крупном размере.
В 2021 году работники завода «Тулпар» рассказали, что не производят вагоны, как должны.
«По заявлению сотрудников этого предприятия (вагоностроительного завода «Тулпар»), которые попросили остаться инкогнито, сюда прибывают готовые российские вагоны компании «Трансмашхолдинг». Туда наклеивается оранжевая казахстанская полоса, и эти вагоны выдают как казахстанское производство. Мы искренне хотели попасть туда, тем более было заявление компании «Трансмашхолдинг» о том, что они открыты, о том, что они дадут любые интервью, но…» — заявил журналист Танирберген Бердонгаров.
В декабре 2022-го Антикор обнаружил преступную схему, которая позволяла топ-менеджерам и сотрудникам акционерного общества «Қазтеміртранс» получать взятки. В результате прошла целая серия арестов руководителей одного из крупнейших филиалов компании, которая входит в структуру КТЖ. Чиновники брали деньги за возможность ускоренного прохождения грузовых вагонов, хотя создавали искусственный дефицит в данной области. Только один из задержанных таким образом получил более 70 миллионов тенге, часть из которых потратил на азартные игры.
В июне этого года Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан вынесло 19 предписаний в адрес КТЖ и его аффилированных компаний о прекращении нарушений норм законодательства в области защиты конкуренции.
Скандалы происходят с КТЖ давно и с незавидной регулярностью, пассажиры круглый год жалуются на адские условия, ремонт не помогает. Но, несмотря на все это, мы не видим шагов по улучшению ситуации.