1. Прежде всего внесем ясность. Льготные кредиты дадут только на автоизделия отечественного производства, вернее – отечественной сборки. Но даже в этом случае о всех желающих речь не идет. По словам вице-министра финансов Руслана Даленова, ставка льготного автокредита будет не больше 4 процентов сроком на 3–5 лет. А 15 миллиардов тенге, по его подсчетам, хватит на покупку 4–6 тысяч авто, в зависимости от модели и комплектации.
2. Второй момент. Можно ли в реальности будет взять кредит под такой маленький процент? Как и во всех программах правительства, здесь финансирование пойдет через коммерческие банки, которые тоже должны заработать свою маржу. Правда, обещают, что ставка по кредиту не будет больше 6 процентов. Как говорится – посмотрим.
3. Фактически программа “Нурлы жол” – первая попытка субсидирования кредитования покупки отечественных машин. Насколько ощутима эта помощь? Для Казахстана 6 тысяч автомобилей – очень маленький показатель. В прошлом году только официальные автодилеры продали более 163 тысяч машин. Из них 32 тысячи – казахстанской сборки.
4. Если программа льготного кредитования будет успешной, то есть надежда на рост производства. Сейчас уровень локализации на наших автозаводах – от силы 15–20 процентов. Он показывает, сколько отечественных деталей и труда входит в конечную цену автомобиля. С ростом производства уровень локализации обычно растет. Заводы начинают заказывать комплектующие – аккумуляторы, фильтры, агрегаты, стекло, пластик – на отечественных предприятиях, которые также включатся в производство.
5. Для сравнения: в России по программе льготного автокредитования можно приобрести машину любого типа стоимостью до 1 миллиона рублей. Причем бюджет компенсирует 2/3 ключевой ставки. В итоге реальная цена кредита – примерно 14 процентов. Программа рассчитана на покупку 200 тысяч машин. Но главное, она позволяет банкам вернуть клиентов, а бюджетная эффективность составит 150 процентов за счет увеличения внутреннего производства и роста поступления налогов.
6. В любом случае, программа автокредитования – лишь первый шаг к основным проблемам отечественного автопрома. То есть пока только в мечтах, что наши машины хотя бы пойдут на экспорт в Россию и Узбекистан, которые сегодня завалили нас недорогими автомобилями.