У нотариуса можно заверить все, что угодно — долговую расписку, доверенность на управление машиной, даже договор о покупке … вертолета (о таком случае мне рассказали в одной из алматинских нотариальных контор).
Нотариус действует в сфере гражданских правоотношений, а они-то и есть — сама жизнь, все эти вопросы собственности разных членов семьи и родственников, купли и продажи, дарения и завещаний…
Нотариус — доверенное лицо при совершении различных сделок в сфере гражданского права. Он облекается доверием и государства, и каждого отдельного гражданина. Сегодня, чтобы стать нотариусом, получить лицензию на право заниматься этим видом деятельности, нужно пройти довольно сложные «сита» отбора, иметь соответствующую юридическую квалификацию, опыт работы и т.д.
Получить лицензию нотариуса стоит большого труда, и поэтому многие юристы годами ждут, когда возникнет вакансия, потому что количество нотариусов ограничивается государством. По нормам, устанавливаемым Минюстом, на определенное количество населения должно быть столько-то нотариусов. Например, по последним данным, в Алматы работают сегодня около 370 нотариусов. Работа эта привлекает многих, потому что позволяет неплохо зарабатывать. Однако зачастую не дает гарантии надежности сделки.
Последние годы отмечены многочисленными скандалами и судебными разбирательствами, связанными с мошенничествами в сфере недвижимости и различными неправомочными сделками. И часто в таких делах фигурируют нотариусы, помогавшие мошенникам «провернуть дело». Некоторые из них даже были осуждены на различные сроки заключения, однако большинство отделалось легко. По сути, нотариус не несет никакой ответственности за заверение фальшивых документов — он не эксперт и по закону не обязан выявлять их подлинность. А если закон этого однозначно не требует — зачем нотариусу лишняя головная боль?
Приходит, например, человек и оформляет продажу записанной на него квартиры. Уверяет, что в браке не состоит. В паспорте и удостоверении личности такие данные не указаны, так что проверить честность гражданина у нотариуса нет возможности. Сделка совершается, гражданин, получив деньги, благополучно скрывается за рубежом, а потом новый владелец квартиры может годами судиться с брошенной женой и детьми за эту злосчастную квартиру. Суд, как правило, признает сделку незаконной, деньги покупателю, конечно, никто не вернет, а нотариус один остается «весь в белом» — он заверил только те документы, которые ему принесли, он ни при чем…
Мало того — во многих городах Казахстана, по словам самих нотариусов, действуют десятки и даже сотни «лженотариусов», имеющих поддельные бланки, печати и прочую атрибутику, которые сами включены в эти мошеннические схемы и активно паразитируют на сфере гражданского права.
Некоторые из них делают так: «дублируют» документы настоящего нотариуса, в том числе и лицензию, а затем работают под этим именем, проворачивая незаконные сделки. Сорвали «куш» — и ищи его потом… Так случилось с алматинской пенсионеркой Аленой Никифоровой, которая, решив переехать на жительство в России к сестре, захотела продать свою квартиру. Покупатели нашлись быстро, предложили пенсионерке солидную сумму за ее «двушку», даже вручили аванс — в десять тысяч долларов. Нотариус приехал к ней на дом, оформил все документы, пообещав, что остальные деньги старушка получит уже в банке в России — чтобы не везти через границу большую сумму, мало ли что… Взамен обходительный молодой человек выпросил у пенсионерки генеральную доверенность на квартиру.
Дальше — известно что. Приехав в Россию, Алена Никифорова не обнаружила никаких следов денег, даже счета такого в банке не существовала. А квартиру ее тем временем продали и не один, а три раза! Мошенника — нотариуса до сих пор ищут — да где там…
Поэтому, приходя к нотариусу, нужно прежде всего внимательно изучить лицензию, проверить паспорт или удостоверение личности. Не лишним будет и позвонит в региональную нотариальную палату, где всех настоящих нотариусов знают и где, по идее, должен осуществляться над ними контроль.
Цены на нотариальные услуги — особая тема. Еще года два-три назад они были умеренные, доверенность на управление автомобилем стоила не более 250-400 тенге. А сегодня оформить такую доверенность стоит уже 4 тысячи! Рост цен на нотариальные услуги просто стремителен.
Я объехал несколько нотариусов Алматы — везде одна и та же картина: цены стали заметно «кусачей». Заверение копии одной страницы документов (диплома, удостоверения и пр.) стоит пятьсот — шестьсот тенге, с переводом — две тысячи тенге. Договор дарения доли в уставном капитале фирмы — двенадцать-пятнадцать тысяч тенге; удостоверение завещания — от пятнадцати до пятидесяти тысяч; договор дарения квартиры — пятнадцать-двадцать тысяч тенге; пакет документов по продаже дачи обойдется в шестьдесят тысяч тенге…
Нотариусы оправдываются, что сегодня цены на все выросли, а они несут большие расходы — на аренду помещений, содержание штата помощников, на бумагу, копии и прочее. Однако все эти объяснения выглядят неубедительно, потому что цены на их услуги выросли в разы! Свою долю в эту ценовую вакханалию внесло и государство: оно разработало положение, по которому стоимость нотариальных действий, совершаемых частными нотариусами, осуществляется по ставкам, соответствующим размерам государственной пошлины, установленной налоговым законодательством Республики Казахстан. Но сверх того, нотариус вправе составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать консультации по вопросам совершения нотариальных действий — уже за дополнительную плату.
Территориальными нотариальными палатами на территориях столицы, города Алматы и каждой области республики установлены определенные тарифы за оказание дополнительных услуг нотариусом. Как следует из разъяснения Министерства финансов, самостоятельное утверждение нотариальными палатами прейскуранта цен за дополнительные нотариальные услуги, без согласования с уполномоченным госорганом, является правомерным. Таким образом, за одно и то же действие нотариус в Алматы может взять пятнадцать тысяч тенге, а где-нибудь в Каскелене — все тридцать. И никакого контроля за этим хаосом со стороны государства не существует. Считается, что если мы живем в обществе, где правит рынок, то рынок сам все эти цены и «откорректирует»…
Раньше нотариат был полностью государственным, и нотариусы несли ответственность за правильность оформления сделок, как государственные служащие. А сегодня государственного нотариата почти не осталось. Даже в Алматы, где работала единственная государственная нотариальная контора, ее ликвидировали не так давно, оставив на весь мегаполис только четырех государственных нотариусов! Многие специалисты считают, что это стало крупнейшей ошибкой за всю историю нотариата в Казахстане. Нотариат сегодня, по сути, приравняли к обычному предпринимательству, что повлекло за собой многие неожиданные последствия.
Например, сейчас огромной проблемой стало отсутствие нотариусов в сельской местности. Нотариусы всеми силами открещиваются от предложений ехать в село. Как-то заставить их нельзя — рынок, значит хозяин — барин. И все — вполне по рыночным законам: нотариусы стремятся работать там, где много людей, компаний, где крутятся деньги… Зачем им отдаленное село, где-нибудь в трехстах километрах от областного центра, сколько нотариус там может заработать? Хотя и в этой местности живут, может быть, сотни тысяч людей, вынужденных за услугами нотариуса ехать в город, терять массу времени и денег.
Другое неожиданное следствие преобразований: нотариусу зачастую перестали … доверять! Сегодня сделки, заверяемые нотариусами, становятся часто причиной судебных разбирательств, скандалов и склок, что привлекло к этой сфере повышенное внимание правоохранительных органов. В результате, например, сегодня почти ни один нотариус в Алматы не согласится заверить договор купли-продажи или дарения имущества человеку, которому исполнилось 75-80 лет! Они потребуют кучу справок из психоневрологического диспансера, из органов опеки, даже из милиции (не является ли пожилой человек алкоголиком или наркоманом…). Так нотариусы страхуются на случай обвинений в злоупотреблении. А уж о том, чтобы приехать нотариусу на дом к пожилому человеку, который не может передвигаться самостоятельно, прикован к постели, и там заверить сделку — нет речи вообще, этого нотариусы боятся как огня и требуют, чтобы беспомощного человека любыми способами привели в контору… Были случаи, когда людей привозили к нотариусу просто на носилках! Нормальный процесс заверения сделок превращается в трагифарс.
Казахстанский нотариат сегодня находится в каком-то «подвешенном» состоянии. Государство от него отказалось, но все так же стремится им управлять и регулировать, а стихия рынка подталкивает нотариусов «рубить бабки»…И поэтому «сервис» на нотариальных услугах становится все дороже. Многие специалисты считают, что надо вернуть государственный нотариат, который сможет составить реальную конкуренцию дикому нотариальному рынку, повысит ответственность нотариусов перед гражданами и законом.
И, что самое важное — оздоровит эту среду, зараженную бациллами рвачества и корыстных расчетов.
Фото с сайта http://www.poluostroff.com