"За последние двадцать с лишним лет, какие только государственные структуры не контролировали информационное пространство страны. В результате, от этого пространства практически ничего не осталось. Государственные СМИ, как чемоданы без ручки. Пользы мало, а выкидывать жалко. А отсутствие конкурентоспособных СМИ обрекает Казахстан на информационную периферию, где мы становимся потребителями чужой информации. И, что еще более опасно, чужой идеологии", — отметил Д.Сатпаев.
По словам политолога, интересно то, что еще до Марата Тажина, который в прошлом году жестко покритиковал государственные СМИ за слабую работу, в 2009 году, тогда еще премьер-министр РК Карим Масимов заявил о том, что около 55 % населения живут в российском информационном пространстве, а не в казахстанском. "Кстати, в 2010 году, премьер выразил обеспокоенность негативным влиянием зарубежных сериалов на казахстанскую молодежь. Сейчас вроде запретили турецкие и корейские сериалы на госканалах. Но одними запретами кашу не сваришь. Тем более, можно подумать, что оставшиеся российские сериалы сеют, используя слова Н. А. Некрасова, только «разумное, доброе, вечное». Хотя, с другой стороны, если учитывать демографический тренд, в будущем потребителей казахоязычной информационной продукции будет больше, чем русскоязычной. Это значит, что через какой-то период времени сфера влияния тех же российских СМИ может сократиться. Кстати, «эффект Кайрата Нуртаса» это уже подтверждает", — отметил Д.Сатпаев.
Сейчас же, по его мнению, наблюдается явная потеря со стороны власти стратегической инициативы в работе с информационным полем. "Но в том же законе РК «О национальной безопасности Республики Казахстан», в статье 23, черным по белому написано о недопущении информационной зависимости Казахстана, и о предотвращении информационной экспансии и блокады со стороны других государств, организаций и отдельных лиц. Следовательно, с общественным сознанием и мнением работают разные каналы коммуникации. Это и социальные сети, и альтернативные идеологические центры в лице иностранных СМИ, экстремистские организации, работающие в религиозной сфере, где все больше молодежи, и, конечно же, слухократия, которая сильнее всех официальных СМИ вместе взятых. Например, провокационные SMS по поводу некоторых казахстанских банков, лишь в очередной раз показали, что финансово-экономические настроения в Казахстане определяет не правительство и даже не Национальный Банк, а ОБС (одна бабушка сказала). А тот, кто не управляет информацией влияющей на общественное сознание, тот, обычно, не управляет и своим государством, так как возникает эффект «идейного сепаратизма», когда внутри страны у разных социальных, политических, демографических, этнических, религиозных и прочих групп существуют свои, часто конфронтационные, представления о «своем Казахстане». И эти представления они черпают из разных информационных источников, которые раскалывают медийное пространство страны на отдельные куски по линии противостояния: государственные-оппозиционные СМИ, казахоязычные-русскоязычные, off-line-on-line, местные-иностранные СМИ, официальные источники-неформальные каналы коммуникации. Власть должно беспокоить то, что при определенных условиях информационная война может иметь политический характер", — считает политолог Д.Сатпаев.
Он напомнил о серьезном конфликте между Россией и Беларусью, когда на многих российских телеканалах вдруг стали показывать фильм «Крестный батька», в котором грязью обливали президента Беларуси А.Лукашенко. "…А ведь эта страна участник Таможенного союза и формально партнер России. И никто не даст гарантий, что информационную войну не развяжут против нашей республики, как это сейчас происходит вокруг Украины.
Я сомневаюсь, что появление министерства связи и массовых коммуникаций как-то решит все эти проблемы. Как показывает практика, чиновники плохо разбираются в медийной кухне. Их главная задача контролировать. Следовательно, возникает такое ощущение, что появление данного министерства может быть направлено в первую очередь на усиление государственного контроля над социальными сетями и разными сетевыми сообществами, которые уже давно существуют в альтернативном от власти информационном пространстве. В прошлом году пытались создавать списки блогеров, которые могли бы сотрудничать с властью. Но это были «белые списки». Теперь же нельзя исключать появления и «черных списков», особенно на фоне последних скандалов связанных с арестами некоторых блогеров участвовавших в разных акциях протеста. Но здесь власть рубит сук, на котором сидит, так как в той же статье 23. Закона РК ««О национальной безопасности Республики Казахстан», говорится о недопущении информационной изоляции президента, парламента, правительства и сил обеспечения национальной безопасности Казахстана. То есть речь идет о ликвидации информационной блокады, которая может возникать вокруг центров принятия решений. В противном случае государственные структуры могут оперировать неверными данными об окружающей действительности, что ведет к неадекватной реакции на поступающие извне требования", — отметил Д.Сатпаев.