Основанием для этого он назвал очереди грузовиков на границе, по его словам — специально создаваемые казахстанской стороной.
" Есть экономическая блокада, а это в свою очередь вызывает трудности. У меня предложение: тут сидят представители кабмина, нужно поставить водную блокаду, давайте остановим подачу воды", — заявил Айбек Алтынбеков.
Редакция медиа-портала Сaravan.kz вспоминает, что еще говорили чиновники Кыргызстана по поводу воды для Казахстана, и были ли случаи, когда ее действительно перекрывали.
"Копейки"
В январе 2019 года другой депутат Жогорку Кенеша Умбеталы Кыдыралиев также поднимал водный вопрос. В частности, он посчитал, что Казахстан платит слишком мало за ресурсы, предоставляемые Кыргызстаном.
"Вы знаете, какие копейки эти 119 миллионов тенге, если считать в долларах? Или для вас просто слово «миллионы» хорошо звучит? На содержание водохранилищ сколько уходит? Только наш комитет по ТЭК одобрил соглашения на $450 миллионов для реконструкции водохранилищ", — сказал он во время дискуссии.
В результате заместитель министра сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Жаныбек Керималиев пообещал, что сумма платежей будет увеличена.
"Казахстан может платить больше"
Именно так сформулировали мнение кыргызских депутатов многие местные СМИ в феврале 2019 года, когда Жогорку Кенеш снова вернулся к водному вопросу. При этом представители водного департамента сообщили, что Узбекистан за использование воды Орто-Токойского водохранилища не платит, но недовольство депутатов снова вызвала сумма, выплачиваемая Казахстаном.
В частности, Кубанычбек Нурматов отметил, что Кыргызстан щедро раздает воду соседям, а собственным фермерам ее не хватает для полива.
"В Рио-де-Жанейро в 1991 году на крупном международном заседании объявили решение считать воду товаром", — сказал в поддержку коллеги Торобай Зулпукаров.
Осенью 2021 года Кубанычбек Нурматов был арестован в рамках досудебного производства по многочисленным фактам мошенничества в особо крупном размере. Торобай Зулпукаров также был задержан по делу о коррупции на различных этапах реализации проекта по разработке месторождения Кумтор, но позже освобожден.
"Достаточно выключить воду на два дня"
Некоторые высказывания звучали на самом высоком уровне.
"На самом деле постоянно приходилось решать тяжелейшие вопросы. На самом деле нам достаточно выключить Казахстану воду на два дня — сразу нормально начнут пропускать. Но все это, конечно, сказывается на моем состоянии. Иногда я не сплю сутками — приходится решать подобные проблемы до 5 утра", — заявил в ноябре 2017 года президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев на своей итоговой пресс-конференции.
Фраза про "нормально начнут пропускать" также относится к ситуации с грузоперевозчиками на границе, вопрос о которых возникает регулярно.
"Во-первых, я думаю, это решение будет приниматься не только Кыргызстаном, потому что есть существующее международное право по использованию трансграничных рек. Кыргызстан должен придерживаться этих правил. Это во-первых. Во-вторых, у нас тоже имеются свои расчеты, и мы ежегодно предпринимаем необходимые меры для того, чтобы обеспечить наших сельхозтоваропроизводителей необходимым объемом воды в вегетационный период", — прокомментировал заявление Атамбаева занимавший тогда должность министра сельского хозяйства Казахстана Аскар Мырзахметов.
Власти Казахстана также сообщили, что пробки были временными и связаны с проверками на границе для борьбы с "серым" импортом.
"Мы должны в новом формате вести работу"
В том же месяце свое мнение об этом высказал и премьер-министр Кыргызстана Сапар Исаков.
"Наши соседи должны вносить свой вклад в ремонт и другие работы. С 2000-х годов соседи, можно сказать, отказались от этого. Мы должны в новом формате вести работу. Но сегодня мы не можем сказать, что вода является товаром. Нужно основываться на нормативах. Ранее действовала система: Казахстан ввозил уголь на ТЭЦ, а Кыргызстан проводил операции по воде. Однако уже два года так не делается. Я думаю, что через какое-то время мы вернемся к такому принципу", — отметил он на заседании Жогорку Кенеша.
"Перекрыли подачу воды без предупреждения"
При этом было два случая, когда воду, действительно, перекрывали.
В мае 2010 года прекратилась подача воды по реке Талас для орошаемых земель в двух районах Жамбылской области на юге Казахстана.
"Сегодня рано утром киргизы перекрыли подачу воды по реке Талас без предупреждения и объяснения причин. Из этой реки поливаются орошаемые поля двух районов Жамбылской области — Талаского и Кордайского", — заявил по этому поводу руководитель РГП "Югводхоз" Сембай Сейсенов.
Также перекрытие коснулось реки Чу.
"18 мая от наших кыргызских коллег поступила информация, что с 17 по 28 мая Кировское водохранилище, что на территории Кыргызстана, якобы будет закрыто для ремонтных работ. С 18 мая в одностороннем порядке, без официального предупреждения, сброс воды из Кировского водохранилища в реку Талас был ограничен до минимума — 17 кубических метров в секунду. Кроме этого, 19 мая утром без предупреждения была полностью прекращена подача воды из Чумышского гидроузла (на территории КР. — Прим. агентства) в реку Чу, откуда поливную воду берут жамбылские сельхозпредприниматели", — сообщил директор республиканского государственного предприятия "Таразводхоз" Ильяс Казыкеев.
Позже вопрос был решен, и подача воды возобновилась.
Самоуправство
В июле 2013 года жители Кара-Буринского района Таласской области Кыргызстана, которая граничит с Жамбылской областью, перекрыли канал "Быстроток", по которому поливная вода поступала в Казахстан. Причиной конфликта стала передача бывшего спорным участка земель Казахстану. На площади 2,6 гектара оказалась часть поливного канала, обеспечивающего поливной водой часть местных сел..
"Сначала они требовали прекратить процесс по обмену участками на границе. Потом начали настаивать на денонсации соглашения о делимитации и демаркации границ с Казахстаном, которое было ратифицировано парламентом Кыргызстана в 2008 году. Теперь они требуют возбудить уголовное дело в отношении 76 депутатов третьего созыва Жогорку Кенеша, которые проголосовали за ратификацию этого документа", — заявил тогда вице-премьер-министр по обороне, безопасности и вопросам границ Кыргызстана Токон Мамытов.
В результате канал был снова открыт, поступление воды возобновлено, а в отношении зачинщиков и участников перекрытия канала кыргызская сторона возбудила уголовное дело по статье "Самоуправство".