Дорожный вопрос - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+26 °C
Алматы
2024 Год
20 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Дорожный вопрос

Дорожный вопрос

Минтранском предлагает развивать Казахстан как страну транзита. Снова. Однако новая программа развития очень напоминает прежнюю, которая должна была закончиться в 2015 году.

  • 12 Апреля 2013
  • 1436
Фото - Caravan.kz

На минувшей неделе ответственный секретарь Министерства транспорта и коммуникаций РК Женис КАСЫМБЕК представил проект госпрограммы по развитию транспортной инфраструктуры Казахстана до 2020 года. Если эти планы будут выполнены, то вот что нас ждет.

Автодороги

Основная сеть дорог Казахстана – автомобильные. Их общая протяженность – почти 90 тысяч километров. Для развития страны этого недостаточно, поэтому еще на заре независимости были разработаны планы создания сразу нескольких транспортных коридоров, которые позволяли бы использовать выгоды расположения страны и связали бы крупнейшие страны и регионы континента – Россию, Европу, Турцию, Иран, Китай, Южную и Центральную Азию.

В проекте новой стратегии добавились проекты магистралей Алматы – Астана, Астана – Усть-Каменогорск и Астана – Актау. Соответственно должны быть построены новые автомобильные дороги, которые должны связать надежным сообщением все областные центры, а также большинство районных центров. До 2020 года планируется отремонтировать 21,4 тысячи километров дорог республиканского значения, половина из которых будет реконструирована. При этом предлагается внедрить институт международных приемщиков отремонтированных участков автодорог, чтобы снизить уровень коррупции в отрасли и улучшить качество самого ремонта.

Логистика

Но главное – это все-таки грузовые перевозки. Цель программы – создать все условия для облегчения и увеличения транзита грузов через территорию Казахстана к 2020 году в 2 раза, а к 2050-му – в 10 раз.

Для этого Минтранском предлагает построить 15 крупных транспортно-логистических центров в дополнение к 15 уже действующим. И создать единого оператора, который взял бы на себя координацию работы всех элементов транспортной системы: самого транспорта, транспортных компаний, таможни, логистических центров. Для этого предлагается развивать интеллектуальные транспортные системы, которые будут контролировать не только перевозку грузов, но и работу таможни, авто-, авиа- и железнодорожных вокзалов, качество услуг по перевозке пассажиров и объем грузов, перевозимых через страну.

Тогда – в идеале! – упростится оформление транспортных документов, в разы сократятся сроки доставки грузов, улучшится эффективность транспортного контроля. Это позволит снизить себестоимость перевозок и сохранить качество дорог. А транспортный рейтинг Казахстана поднимется с 86 до 40 среди других стран мира. В общем, наступит полная идиллия!

Старая песня о главном

– В Казахстане уже действует Транспортная стратегия, рассчитанная до 2015 года. Согласно этому документу, рост транзита через РК за 10 лет должен был вырасти до 32,2 миллиона тонн груза. Если сравнивать эти цифры с данными статистики, то получается, что задачи этой стратегии новым документом были просто отодвинуты на 5 лет дальше, – высказал свое мнение “Каравану” старший аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Махсат САГИМБЕКОВ.

По его данным, за 2011 год грузовые перевозки по транзитным коридорам Казахстана составили 16,5 миллиона тонн. Умножим этот показатель вдвое и получим как раз обещанные 32 миллиона. Поэтому обещание Минтранскома увеличить грузопоток в 10 раз к 2050 году можно назвать весьма оптимистичным.

Различные транспортные стратегии продвигаются Министерством транспорта регулярно все последнее десятилетие. Но прорывных результатов мы пока не добились. Причины этого просты. Транспортный парк страны старый и не обновляется, дороги изношены, но денег на их ремонт хронически не хватает. Транспортные системы используют отсталые технологии управления.

– Если транспортная отрасль Казахстана не начнет активно развиваться, то международные перевозчики могут потерять интерес к транзиту через нашу страну. Они уже наладили коридоры для переброски грузов в обход нашей страны, – пояснил М. Сагимбеков. – Нам приходится конкурировать с уже налаженными системами. А это гораздо сложнее…