Дорожная сеть города складывалась столетиями, еще со времен, когда через него проходил Великий Шелковый путь.
Какое бы значение ни имела дорога, главное — ее покрытие. За ним нужно ухаживать, вовремя проводить ремонт. Увы, но последние годы были не самыми лучшими для второстепенных городских дорог. Если за центральными магистралями ухаживали, проводили ремонт, пусть и частичный, то на обустройство проезжей части некоторых отдаленных улиц городские власти не всегда могли выкроить средства из бюджета.
Именно такие дороги стали объектами «дорожной карты» стартовавшей в республике в июне текущего года. И сегодня Тараз напоминает большую строительную площадку.
О результатах работы в рамках «дорожной карты» мы попросили рассказать одного из исполнителей — президента АО «Курылысинвест GROUP» Марата Мусульманова:
— По «дорожной карте» мы выполняем заказ по трем объектам, на которых работают два наших предприятия. Одно из наших подразделений, ТОО «Жамбылжолкурылыс», осуществляет асфальтирование проезжей части на 10 городских улицах. ТОО «Марлен и К» ведет капитальный ремонт юго-западного водозабора и в средней школе № 10.
— Марат Аспандиярович, нам хотелось бы поговорить о ходе ремонта городских дорог. Работы уже ведутся?
— На всех 10 объектах. В завершающей стадии находится ремонт проезжей части по улице Махамбет батыра, где сегодня осталось лишь провести благоустройство остановок, вывоз мусора и так далее. Причем понятие «асфальтирование проезжей части улицы» включает в себя комплекс мероприятий: уширение улицы, поднятие колодцев, замену бортовых камней (бордюров), перенос коммуникационных объектов (светофоров, линий связи и электропередач, дорожных знаков), асфальтирование тротуаров и благоустройство остановок. Кроме того, обязательно убираем за собой строительный мусор.
— Цель «дорожной карты» — не допустить роста безработицы и обеспечить занятость населения в период кризиса. Как с этим обстоит дело на вашем предприятии?
— На работы по ремонту проезжей части улиц в рамках «дорожной карты» из бюджета выделено 584 миллиона тенге. То есть из расчета 1 трудоустроенный на 500 тысяч тенге мы должны обеспечить занятость 969 человек. Утвержденной сметой на всех 10 улицах предусмотрено занять 242 человека, и, соответственно, обеспечить их заработной платой. В настоящее время у нас на ремонте дорог занято 759 человек по социальной программе и «дорожной карте» и 135 собственных работников. Всего 894 человека. То есть необходимо принять на работу от органов занятости еще 75 работников. Пожалуйста, мы готовы занять всех — пусть стоят с лопатами, выполняют любую посильную работу. Но в итоге заработная плата на одного работников будет на уровне 7 тысяч тенге. Других источников финансирования у нас нет. Тем не менее, оплату труда производим в установленном размере. Такой результат мы хотели получить?
— В чем, по-вашему, причина сложившейся ситуации?
— Я неоднократно говорил о том, что метод определения численности и найма рабочих по социальной программе не совсем понятен. В этом деле более целесообразен дифференцированный подход с учетом потребности предприятия. Тем более, что программа «дорожная карта» будет продолжена в будущем году. Поэтому было бы правильно постепенно увеличивать количество рабочих мест. Кроме того, нас не всегда устраивает квалификация рабочих, приходящих по направлению органа занятости.
— Этим объясняется факт, что ваше предприятие не набирает необходимого количества рабочих по соцпрограмме и «дорожной карте»?
— Думать, что мы не заинтересованы в наборе рабочих, ошибочно. Наша заявка в городском отделе занятости и социальных программ на необходимое количество специалистов имеется. Но нам нужны узкопрофильные специалисты, способные управлять асфальтоукладчиком или катком. Ведь новичка сразу на дорожную спецтехнику не посадишь. Поэтому всех вновь трудоустроенных мы ставим в бригады по демонтажу бортовых камней, занимаем другой, не требующей особых навыков работой. А приходят к нам с направления из отдела по трудоустройству не так часто, как хотелось бы.
***
Как выполняется программа «дорожная карта», мы решили посмотреть на месте, посетив улицу Айтиева, где работа ведется полным ходом. Согласно проекту, ремонт необходимо осуществить на участке протяженность 1898,5 метров. Стоимость по договору — 75930,1 миллиона тенге, работы выполнены более чем на 30 процентов, трудятся здесь 85 человек, из которых 21 человек — по соцпрограмме, 59 — по «дорожной карте».
Асфальтирование ведется от улицы Байзак батыра в направлении улицы Конаева. Запах асфальто-битумной смеси разносится далеко и свидетельствует о том, что не сегодня-завтра здесь будет удобная во всех отношениях дорога. В течение месяца на улице проведены масштабные работы по выравниванию дорожного рельефа, уширению, строительству тротуаров и остановок общественного транспорта. Дорога здесь не знала капитального ремонта лет тридцать, а так называемый «ямочный» ремонт необходимого эффекта не давал — уже через год от него и намека не оставалось. В момент нашего посещения рабочие заливали бетонной смесью колодцы на проезжей части и ставили в них ветки деревьев — сигнал для местных и заезжих водителей. Вечером вся техника будет убрана с улицы, останется только сигнальное ограждение. Но кто знает, что на уме у некоторых наших лихачей?
Один из рабочих, Гази Умирбаев, пришел на ремонт дороги по направлению из отдела по трудоустройству городского отдела занятости и социальных программ. Работает здесь почти месяц. На вопрос, чем занимался раньше, ответил:
— По специальности я — строитель. Однако с 1992 года на Зеленом базаре работал, одежду продавал. Раньше неплохо получалось зарабатывать. На жизнь хватало. Но с начала года торговля стала слабой, в день если 500 тенге выходило, то хорошо. А здесь в месяц можно больше 30 тысяч заработать.
— Разнорабочие у нас в зависимости от квалификации от 30 до 50 тысяч в месяц зарабатывают, — уточнил мастер дорожно-строительного участка Айдар Аскаров. — А здесь недалеко студенты работают из стройотряда и по «молодежной практике». Их заработная плата в месяц — 30 тысяч тенге.
Разнорабочий Мырзахан Таттибеков прибыл в Тараз из Южно-Казахстанской области. До приезда в нашу область он где только не работал — и в строительных бригадах шабашил, и в крестьянских хозяйствах батрачил. Глава семьи из четырех человек, и единственный ее кормилец, сразу согласился с предложением отдела занятости и пришел с направлением в ТОО «Жамбылжолкурылыс». Трудится с самого начала работ, оплатой и условиями труда доволен. Тем более что все рабочие обеспечиваются трехразовым горячим питанием и спецодеждой. И они охотно делились своими впечатлениями — преимущественно положительными.
— Это очень хорошее решение — программа «дорожная карта», — сказал на прощание бывший безработный, а теперь рабочий ТОО «ЖЖК» Марат Калиев. — Сегодня, сами видите, дорога имеет не самый лучший вид. Но завтра-послезавтра здесь будет гладкий асфальт и благоустроенные остановки и тротуары. Мы все понимаем, что работаем для жителей города, для их удобства и стараемся выполнять свою работу качественно.
Полным ходом ведется капитальный ремонт проезжей части по улице Желтоксан. Солнце клонилось к закату, а рабочие не торопились расходиться, завершая заданный объем работ. На одном отрезке улицы шел монтаж бордюров, а там, где старые бортовые камни уже вынули, производилась их погрузка на грузовик «Татра» — строительный мусор не должен создавать неудобств для населения.
Программа «дорожная карта» на практике показала, где обозначены выходы из кризиса, и они вызывают доверие и поддержку казахстанцев.
Главное — не допускать перекосов и ставить реальные цели.
Фото автора