Нашим экскурсоводом вызвался быть куратор фестиваля Дмитрий Пиликин из Санкт-Петербурга.
– Художники ходили по городу, выбирали пространство и, реагируя на него, создали скульптуры. Это значит, что объект не может существовать без этого пространства, – поясняет Дмитрий.
Несмотря на то что художники разбрелись по всему городу в поисках “своего” места, часть их творений находится все же на алматинском Арбате – там, где зарождался фестиваль.
– Многие инсталляции – интерактивные, например, зрители могут поставить таблички, – продолжает Пиликин возле загадочной и массивной работы из дерева россиянина Андрея Кузькина. – Таблички с хорошими надписями, видимо, разобрали по домам, поскольку все работы находятся в открытой среде. Вандализация – это тоже своего рода взаимодействие.
Приближаемся к юрте Марата Сагита – там же, на Арбате. На макушке шанырака художник установил воздушный винт, благодаря которому традиционное жилище превратилось в небесное. Работа так и названа “Небесное чувство”. А возле крупного алматинского продуктового магазина расположилась инсталляция Арыстанбека Шалбаева – “Нефтебочки”. Цистерны для “черного золота” прохожие с интересом крутят… и читают!
– Это кручение непростое – так происходит гадание, можно спросить совета. На бочках написаны поэтические строчки, – комментирует Пиликин.
А творение Екатерины Сисфонтес из Швеции только с виду напоминает кованую детскую площадку – это слайд нашей с вами жизни:
– Мы должны понимать, как сильно игры вклеились в нашу жизнь, достаточно посмотреть на айпад, где любое наше действие унифицировано до иконки. Художница выбрала эти иконки, символы, которые преследуют нас каждый день.
На противоположной стороне – объект краснодарского художника Валерия Казаса – “Трава”:
– Это, как вы поняли, степная трава, стебли (ростом гораздо выше человеческого), еще и покачиваются. Масштабно, да?
Среди экспонатов ArtBatFest выделяется также работа группы “МишМаш” – “Полоса без препятствий”, или в простонародье – “Красная дорожка”:
– Здесь соединение двух символов – если ты попал на красную дорожку, ты уже выиграл в жизни. Это один из самых дорогих объектов, куплено 150 метров синтетического материала! Ты идешь-идешь, а красная дорожка не заканчивается.
Самый же высокий рейтинг популярности у росписи, которую сделала группа уличных творцов из России – “310”. В мире всего два города, которые ассоциируются с яблоком – это Алматы и Нью-Йорк. Семиэтажное полотно названо “Отец яблок” и на нем – не седовласый дедушка, а… супермен.