Дорогу нам, дорогу! - Караван
  • $ 483.23
  • 534.74
+18 °C
Алматы
2024 Год
3 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Дорогу нам, дорогу!

Дорогу нам, дорогу!

Жителям алматинского микрорайона “Трудовик”, некогда хаотично застроенного в начале 90-х годов, из всех благ человечества доступно только электричество. За него люди платят баснословные деньги. О нормальной питьевой воде, газе и хороших дорогах им остается только мечтать.

  • 8 Марта 2013
  • 2551
Фото - Caravan.kz

Микрорайон “Трудовик” – почти конец географии Алматы. В шутку его даже называют одни Сакским Курганом, другие – Шошкабасом, ведь найти его даже на автомобиле очень трудно. Чтобы быстрее объяснить свое местонахождение, многие говорят: это там, где свиней пасут… Это потому, что рядом с домами располагается крестьянское хозяйство, где, поговаривают, разводят свиней… Мы сначала проезжаем микрорайон “Шанырак-2”, за ним, сразу после Большого Алматинского канала, начинается “Трудовик”. Петляем по дороге, стараясь не угодить в очередную яму, заполненную водой. Оставляем машину и дальше идем пешком. Вскоре обувь становится мокрой и неподъемной…

“Ходим по краю”…

Дом Абдигапара ШАЙЗАТХАНОВА расположен по улице Шынкожа батыра. Говорит, что участок купил в конце 90-х. Когда в городе был строительный и земельный бум, власти даже хотели отобрать участки у местных, как тогда называли, самозахватчиков. Затем была легализация, под которую он и его соседи тоже не успели попасть. Но после создания Алатауского района им выдали госакты. Когда люди только-только успокоились, возникла новая проблема: земельные наделы нарезались всем, а вот про дорогу от дома до главной улицы архитекторы то ли забыли, то ли GPS-глазомер подвел.

Справа от меня находится крестьянское хозяйство, – рассказывает Абдигапар. – После того как мы получили госакты, его владельцы дооформили еще часть участка, по краю которого мы сейчас и ходим. Сколько обращались к архитекторам района и города, нам отвечают: выделение участка земли под дорогу возможно лишь с согласия соседей, владельцев крестьянского хозяйства. Им даже предлагали часть земли, которая отойдет под дорогу, возместить с другой стороны участка. Но они не идут на компромисс. Акимат фактически признал свое бессилие…

Кстати, по словам жителей района, у многих здесь проблемы из-за того, что наделы земли выделялись с помощью GPS. Эта техника в туман или в дождь дает погрешность два-три метра. И в будущем это может стать поводом для новых разбирательств.

“Детей страшно отпускать”

С другой стороны к дому Абдигапара Шайзатханова плотно прилегают два других участка, там раньше тоже была дорога, ведущая к дому. Но архитекторы проложили новую дорогу, а эта часть отошла в частное владение других людей, они также не желают лишаться заветных метров земли. Вот и приходится добираться домой в обход, за 1,5 километра – вдоль Бурундайского озера.

– Пока снег лежит – еще ничего, а вот весной всю дорогу затопит, как ходить – ума не приложу… А как дети в школу должны ходить?! – сетует бабушка пятерых внуков Бибигуль КРЫКБАЕВА. – Кругом бегают бездомные собаки. Чуть что – бросаются на людей. Самой приходится вести внуков в школу, так как страшно отпускать одних.

К разговору присоединяется отец двоих школьников Бахыт ЖАМАНКУЛОВ:

Я дважды вызывал “скорую помощь” – детям и жене. Но они не могут подъехать к дому ни с какой стороны. Мне непонятно: почему люди не могут спокойно коротким путем пройти к дому? Мы, что, должны по воздуху летать?

Возможности – есть, желания – нет?

Переписка жителей микрорайона с властями предержащими напоминает разговор людей, говорящих на разных языках. Вот, к примеру, ответ начальника управления земельных отношений К. КАШКИМБАЕВА от 28 сентября 2011 года: “Рассмотрев по поручению акимата Алматы ваше заявление по вопросу организации проезда  в микрорайоне “Трудовик”, сообщаем, что испрашиваемый земельный участок для организации проезда является крестьянским хозяйством, предоставленным на основании постановления акимата города Алматы от 06.08. 2010 года. Владелец не согласен с корректировкой границ участка с сохранением площади для организации проезда. Согласно плану планировки, предусмотрен проезд с северо-западной стороны”…

Дорога с северо-западной стороны – это и есть тот самый длинный путь в полтора километра. А вот совсем свежий ответ первого заместителя начальника управления архитектуры и градостроительства Алматы Ж. АЙТИЛЕУ от 8 января 2013 года: “Управление архитектуры и градостроительства, рассмотрев письмо жителей микрорайона “Трудовик” о возвращении прежней улицы, сообщает, что есть возможность открыть дорогу с западной стороны с согласия владельца крестьянского хозяйства и с северной стороны – с согласия владельцев земельных участков”.

Выходит, что возможности есть, а согласия нет? В этой связи позиция госорганов вызывает недоумение: дороги общего пользования – это как раз те самые государственные нужды, под которые можно изъять участок или изыскать другие возможности. А тут получается, что власти просто стравливают владельцев земли, не решая проблему.

Только обещания

На сайте Алатауского районного акимата каждое второе обращение касается дорог. В ответах – лишь обещания. Об их состоянии мы с редакционным водителем и фотографом можем судить не понаслышке. Дорога вдоль Большого Алматинского канала – сплошь дыры и колдобины. Вкупе с тающим снегом – настоящая ловушка для водителей. Несколько машин стояли, угодив в такие ямы. Видимо, ремонта здесь не было давно. Зато сразу вспомнились центральные улицы Алматы, которые латают раз в полгода. Может, пора уже акимату города обратить внимание на нижние районы Алматы?

P.S. Когда материал готовился к печати, жители улицы Шынкожа батыра записались на прием к заместителю акима Алматы Виктору ДОЛЖЕНКОВУ. Говорят, чиновник выслушал и обещал помочь. Только вот сколько жителям микрорайона придется ждать улучшения условий жизни, наматывая километры до своего дома?

Алматы