Дорогу двухколесным! - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-3 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Дорогу двухколесным!

Дорогу двухколесным!

Алматинцы устали от постоянных пробок до такой степени, что готовы с комфортабельных автомобилей пересесть на велосипеды. К такому выводу в начале весны пришли активисты, продвигающие идею создания велодорожной инфраструктуры в южной столице.

  • 12 Мая 2009
  • 1542
Фото - Caravan.kz

Для этого они провели специальный Интернет-опрос, в результате которого выяснилось — у более 50% проголосовавших дома есть хотя бы один велосипед, из них при этом свыше 90% высказываются за создание велосипедных дорожек. И если такие дорожки станут реальностью, свыше 40% алматинцев готовы использовать велосипед для своих ежедневных, в том числе деловых, поездок.
История велосипеда с привычными нам педалями и рулем началась свыше 200 лет назад. Первый такой «быстроход» был построен в России крепостным кузнецом Артамоновым. Именно на нем 15 сентября 1801 года первый велосипедист преодолел расстояние от Верхотурья до Москвы. Но в итоге судьба тележки Артамонова оказалась печальной — ее присоединили к царской коллекции редкостей и вскоре забыли. Второе рождение «тележки» состоялось в 1808 году в Париже, где появился двухколесный самокат без рулевого управления, а седок передвигался за счет поочередного отталкивания ногами от земли. Несмотря на свое явное несовершенство, это транспортное средство развивало довольно большую скорость, за что и получило свое название «велосипед», что в переводе с латинского означает ничто иное как «быстрые ноги».
Сегодня «быстрыми ногами» никого не удивишь. К трехколесному агрегату приучают детей с пятилетнего возраста, став чуть постарше, они пересаживаются на более удобный и скоростной двухколесный велосипед. И если для подростков велосипед сегодня по-прежнему остается средством передвижения, то более взрослые и «солидные» в большинстве случае крутят педали в спортзале, а на работу предпочитают добираться общественным или своим личным транспортом. Особенно это характерно для городов-мегаполисов, где машин почти столько же, сколько и людей, и потому велосипедисту постоянно приходится «драться» за свое право передвижения то на автомобильной трассе, то на тротуаре. «Своей» дороги пока у него нет. Но это лишь «пока».
Уже больше двух лет Инициативная группа велосипедистов «Вело-Алматы», добивается создания в Алматы велодорожной инфраструктуры, которая позволила бы велосипедистам быть полноправными участниками движения. Как оказалось, сама инициативная группа возникла спонтанно, примерно летом 2007 года. На тот момент ряд заинтересованных в существовании специальных велосипедных дорог лиц просто списывался в Интернете, обсуждал проблему пробок и невозможности спокойного «рассекания» по городу. «Тогда-то мы решили перейти от обсуждения к реальным действиям, — рассказывает Азиз Мамиров, лидер Инициативной группа велосипедистов «Вело-Алматы». — Сначала мы начали собирать подписи алмаатинцев в поддержку строительства велодорог. Тогда мы собрали более тысяч голосов. Потом, на основе этого, мы стали писать в различные государственные ведомства письма и запросы, но в ответ чаще всего получали лишь отписки. Эффект от нашей работы стал виден лишь в конце 2008 года, когда мы написали письмо в блоге премьер-министра страны»
На сегодняшний день предложение Инициативной группы велосипедистов по разработке и строительству велодорожной инфраструктуры в городе Алматы уже включено в план мероприятий Комплексной программы по снижению загрязнения окружающей среды города Алматы на 2009-2018 годы.
Кроме этого, по словам Азиза Мамирова, схему велосипедной инфраструктуры планируется рассмотреть и включить в генплан города при разработке транспортной схемы, а Министерство транспорта и коммуникаций предложило рассмотреть вопрос строительства велодорожной инфраструктуры в рамках Программы развития города Алматы с учетом финансирования из республиканского бюджета в виде целевых трансфертов.
Между тем Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог уже одобрило проект «Вело-Алматы» по оборудованию первой велосипедной дорожки вдоль пешеходной зоны «Терренкур» Малой Алматинки, протяженностью 4,5 километров. Ее оборудование, подразумевающее строительство необходимых съездов и пандусов, дополнительное асфальтирование, нанесение разметки и установка дорожных знаков должно начаться уже в ближайшие месяцы.
«Но данная велосипедная дорожка не предназначена для решения транспортных проблем, которые стоят в городе очень остро! — отмечали в своем открытом письме члены «Вело-Алматы» в начале апреля этого года. — Алматы буквально заполонен автотранспортом! Обочины всех улиц, дворы, прилегающие территории, даже газоны и детские площадки заставлены авто. В воздухе постоянно висит плотный смог вперемешку с пылью. В пользу парковочных зон асфальтируется все свободное пространство, уничтожаются газоны и деревья. Площади парков и скверов уменьшается, а количество дорожных развязок и ширина дорог постоянно увеличиваются. При этом, несмотря на данные «пожарные меры», транспортная ситуация продолжает ухудшаться: средняя скорость передвижения по городу падает, парковочных мест катастрофически не хватает. Необходимо кардинально менять подходы: в срочном порядке внедрять альтернативные транспортные системы. Прошло время, когда приоритет в городском движении отдается личному автотранспорту».
«Благодаря этому открытому письму , — комментирует Азиз Мамиров, — работа по сооружению велосипедных дорог в нашем городе ускорилась. Сейчас мы разрабатываем проект велодорожки «Восток-Запад», в рамках которого нам обещают сделать 5-6 километров дороги, пригодной для езды велосипедистами. Планируется, что велодорожка пройдет от улиц Райымбека и Момышулы. Почему именно эти дорожки? Они довольно широкие, и как нам удалось выяснить, в проекте улицы Момышулы изначально уже была заложена идея ее создания. Сам проект создания велодорожек предусматривает расширение улиц, но при этом она будет отделена от тротуара. Но это лишь один проект. Всего же их должно быть ровно столько, чтобы на велосипеде можно было объехать весь город».
Если быть точнее, то в своем ответном письме Управление пассажирского транспорта отметило, что для строительства велодорожек по направлению Восток-Запад с ориентировочной протяженностью 5 км уже создана рабочая группа с участием Управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Алматы, Управления архитектуры и градостроительства и с проектной организацией «СК-Инжиниринг».
Между тем, по словам лидера инициативной группы, некоторые улицы Алматы, такие, например, как Толе би, совершенно непригодны для того, чтобы создавать велодорожки. Также их уже не удастся проложить по улицам, где построены автодорожные развязки, которые изначально не предполагали возможность дополнительного создания велодорожек. Но с учетом того, что южная столица продолжает строиться, по словам инициаторов проекта, велосипедные дорожки вполне можно встроить в существующую систему дорог, а при новом строительстве дорог, дорожных объектов, жилых и деловых комплексов, парков, скверов и т.п., включать создание велотрасс и велопарковок уже на стадии проектирования.
По мнению членов инициативной группы, создание безопасных велосипедных дорожек и парковок заставит пересмотреть отношение горожан к целесообразности использования велосипеда в качестве основного вида транспорта, причем, в положительную сторону. Потому что сегодня мало кто рискует передвигаться по улицам города, загруженным автомобилями, находясь с ними в неравном положении на общей проезжей части. Причина страхов обоснована — общий низкий уровень знания Правил дорожного движения и их несоблюдение водителями автотранспорта, ведет к большому количеству дорожных происшествий с участием велосипедистов. Последних часто подрезают при поворотах, парковке и выезде из парковочных карманов, открывают перед ними неожиданно двери, совершают развороты и повороты со встречной полосы, не пропуская велосипед. А случаи намеренного сталкивания автомобилями велосипедистов с проезжей части, шокового воздействия звуковыми сигналами повышенной громкости и вовсе не являются редкостью.
Вопрос, сколько средств может быть выделено на такой проект, решают местные органы власти. Но если внедрение совершенно новых систем общественного транспорта — дело действительно хлопотное, требующее огромных капитальных вложений и больших текущих затрат, то велосипед — это экономичное и простое решение проблем трафика.
Стоимость строительства самой дорогой обособленной велосипедной дорожки, например в Европе, обходится в 1 миллион долларов США за километр. По подсчетам экспертов «Вело-Алматы», строительство одной автодорожной развязки городу Алматы обойдется, в среднем, в сумму около 10 млрд. тенге или, приблизительно, в 60 млн долл. США. Несложная арифметика показывает, что за такие деньги можно построить несколько велосипедных магистралей, пронизывающих весь город с Севера на Юг и с Запада на Восток.

Фото с сайта http://img.gazeta.ru