Но тот «Бумер», о котором мне хочется рассказать, имеет сложную и очень интересную судьбу.
Он родился в 1937 году в Германии, и его создатели вряд ли предполагали, что их детище будет похоронено в шымкентском сарае и возрождено жителем Тараза Мейрханом Карибаевым.
Сам Мейрхан — человек особенный только потому, что одержим мечтой не только собрать автоколонну ретро-автомобилей, но и создать музей старых авто.
Кто-то эту мечту поддерживает и уже продумывает возможные варианты ее осуществления. Кому-то одержимость Мейрхана кажется не совсем нормальной. Находятся и такие личности, которые под маской доброжелательности искусно скрывают свои шкурные интересы.
Однако стоит Мейрхану «вывести в свет» хотя бы один из своих раритетных автомобилей, толпы любопытствующих граждан тут же собираются, чтобы пощупать блестящие крылья и никелированные детали машин, посидеть на кожаных сиденьях за рулем и сфотографироваться.
В гараже Карибаева сегодня несколько авто: BMW 1937 года выпуска, Даймер-Бенц 1938 года выпуска, два ЗИМа (1955 и 1956 годов), «Виллис» 1942 года, «Чайка», «Победа», «Волга ГАЗ-21». Лишь некоторые из них способны к передвижению… Конечно, «в гараже» — сказано громко. Стоят автомашины пока в разных местах — в личном гараже, во дворах знакомых, на автобазах.
— Базу надо строить, — говорит Мейрхан.
Сам он на своих старых авто ездит редко, предпочитает современный «Форд», не привлекающий внимание зевак. Зато, если находится за рулем своей ретро-«бэхи», то все дорожные полицейские останавливают и … просят показать автомобиль. Один лишь раз какой-то молодой постовой придрался: мол, ремня безопасности нет. Но его более опытный коллега одернул: «Какой ремень?! Когда этот автомобиль выпускался, движение было другое и ремни здесь не предусмотрены».
Впрочем, скорость BMW может развивать до 140 километров в час — двигатель у него стоит от BMW-3, мосты и ходовая часть — от ГАЗ-21. Все остальные запасные части оригинальные, собирались постепенно, кое-что добрые люди подарили, кое-что приходилось покупать. К примеру, передний значок-логотип обошелся в 800 долларов.
Зато результат превзошел все ожидания. Автомобиль получился как новенький, просто загляденье! В прошлом году в праздновании 10-летия Астаны принял участие.
— Остановился у Байтерека, — рассказывает Мейрхан, как водится, народ сразу столпился, все на фоне машины фотографируются. Слышу, люди делятся впечатлениями и гадают, настоящий автомобиль или нет. У многих даже мысли не было, что он на ходу, и в Астану я его сам пригнал.
Сейчас у Мейрхана есть огромное желание приступить к реанимации «Виллиса», вот только запасные части трудно найти. Это, во-первых. А во-вторых, не все автослесари могут и хотят ремонтировать старые автомобили. Очень уж специфическая работа. Пробовал Мейрхан заказать запасные части по чертежам в Китае, где как в Греции, все есть. Увы, и там не нашлось ничего. А если и соглашались тамошние умельцы принять заказ, то стоил он очень дорого.
Недавно, во время поездки в одно из сел узнал, что у местного жителя в сарае есть довоенная полуторка. Сразу загорелся, предложил за полуразрушенный грузовик деньги. Но хозяин отказался — автомобиль ему дорог как память. И теперь та память догнивает в навозе… Но Мейрхан не оставляет надежды на то, что сможет уговорить сельчанина продать ему остатки машины, чтобы дать ей вторую жизнь.
У автомобилей, как и у людей, своя судьба. Какова она у машин довоенного «года рождения»? Об этом Мейрхан много рассказать не смог. Например, BMW очутился в наших краях вместе с его дедом, который приехал на нем с войны. В итоге к 2000 году от трофея остался лишь кузов, вдохновивший внука на подвиг по возрождению наследства деда-фронтовика. «Виллис», кстати, тоже был обнаружен в сарае, и тоже, несомненно, прибыл в наш город вместе с военным начальством, обеспечивающим необходимый порядок в глубоком тылу. Обе машины хорошо помотались по военным и степным дорогам, верно служа своим хозяевам и исчерпав собственные ресурсы.
А вот отличное техническое состояние ЗИМа 1956 года выпуска объясняется тем, что с первого дня его хозяин держал в гараже и никуда на нем не ездил. Выгоняли его во двор только по солнечным дням, любовно вытирали с кузова пыль, любовались, поглаживали блестящую поверхность и отправляли обратно в гараж. Благодаря чему автомобиль дожил до наших дней, как говорят специалисты, «в масле».
Вообще ценность ретро-автомобилей заключается в отменном внешнем виде и техническом состоянии. К примеру, тот же BMW, несмотря на то, что выглядит отлично, проигрывает ЗИМу, потому что внутри него мотор от современного автомобиля.
Конечно, дать автомобилю вторую жизнь, завести мотор, проехать на нем по улицам областного центра — это одно дело. Другое — найти ему полезное применение. Пока же автомобили используются для украшения городских мероприятий, куда приглашают владельцев ретро-автомобилей проехать колонной через центральную площадь. Демонстрации проводятся от силы два раза в год. Все остальное время экспонаты находятся в личных гаражах владельцев. И только один из них, Мейрхан Карабаев, сегодня задумался о создании музея ретро-автомобилей в городе.
Подобные музеи имеются во многих городах СНГ, почему бы не появиться в Таразе, где не первый год развивается туристический кластер? Это была бы дополнительная статья дохода в областном бюджете и объект для привлечения туристов.
Могут использоваться ретро-автомобили и для съемок «исторических» кинолент. Помнится, создателям фильма «Мустафа Шокай» пришлось долго искать старый автомобиль на ходу…
Кстати, сегодня модно включать в свадебные кортежи такие вот раритетные экспонаты мирового автопрома.
Впрочем, мечты мечтами, но если каждое появление ретро-автомобиля на наших улицах вызывает неподдельный интерес, значит увлечение Мейрхана Карибаева задевает чувства простых людей и служит доказательством того, что «мир черно-белый разрисуют чудаки».