Дорога, ведущая в рай? - Караван
  • $ 479.23
  • 534.96
+12 °C
Алматы
2024 Год
30 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Дорога, ведущая в рай?

Дорога, ведущая в рай?

На фондовом рынке появился новый финансовый инструмент - инфраструктурные облигации.

  • 28 Ноября 2005
  • 852
Фото - Caravan.kz

Их выпуска очень долго ждали накопительные пенсионные фонды (НПФ). Теперь пенсионные сбережения могут быть инвестированы в реальный коммерческий проект. Несмотря на большой интерес к новому виду долговых обязательств, фонды очень осторожно говорят о его перспективах.
Новый инструмент для НПФ
В качестве пилотного проекта для выпуска инфраструктурных облигаций выбрано строительство железнодорожной линии «Шар — Усть-Каменогорск».
Новый участок железной дороги будет соединять крупный железнодорожный узел Рудного Алтая с транзитной магистралью «Турксиб» в районе станции Шар и обеспечит выход из Восточного Казахстана в другие регионы республики по внутренней сети железных дорог, став продолжением участка «Аксу-Конечная».
В настоящее время железнодорожная связь Восточного Казахстана с другими регионами республики осуществляется через российскую станцию Локоть. Для предприятий-грузоотправителей это сопровождается дополнительными транспортными расходами, снижением скорости оборота капитала. Новая железная дорога примет на себя перевозки грузов, осуществляемые по маршруту Защита — Локоть — Семипалатинск протяженностью 328 километров в южном и 92 километра в западном направлении.
Главным конкурентным преимуществом ветки Шар — Усть-Каменогорск является создание нового транспортного направления, исключающего двойное пересечение государственной границы с обязательным прохождением таможенных процедур. Благодаря ей сократится расстояние транспортировки, доставка грузов ускорится на 12-14 часов. Дополнительные преимущества получат и железнодорожники: учитывая меньший уклон дороги, им не нужно будет уменьшать вес состава и использовать дополнительную тягу.
Учитывая, что грузопотоки в ближайшие годы будут только увеличиваться, а участок Защита-Локоть уже сегодня перегружен (его пропускная способность составляет 13 пар поездов в сутки, но он уже обслуживает 16 пар поездов), строительство новой ветки имеет общегосударственное значение.
По инициативе Инвестиционного фонда данный проект будет реализовываться на основе концессионного механизма на принципах государственно-частного партнерства. Специально созданная компания-концессионер АО «Досжан темир жолы» будет вести строительство железной дороги, а затем осуществлять ее эксплуатацию с целью погашения облигационного займа держателям облигаций. Доходы, получаемые от железнодорожной линии, будут использоваться для погашения текущих купонных выплат, погашения или выкупа облигаций проекта, осуществления текущей эксплуатации железнодорожной линии и ее модернизации. По окончании 23-летнего срока концессии железнодорожная линия будет передана в собственность государства.
Фонды хотят гарантий
Общий объем выпуска инфраструктурных облигаций составляет 30 млрд. тенге номиналом 1 тыс. тенге за каждую бумагу. Стоимость проекта оценивается в сумму 26,6 млрд. тенге.
Превышение эмиссии над реальной стоимостью проекта в Инвестиционном фонде объясняют тем, что строительство железнодорожной линии будет вестись три года, и стоимость проекта при растущих ценах, безусловно, увеличится. При этом в строительство будут вложены не только средства, полученные в результате размещения облигаций на фондовом рынке, но и акционерный капитал.
Станут ли эти бумаги привлекательным инструментом для НПФ — еще вопрос. Во-первых, пока еще неизвестно, насколько прибыльными окажутся вложения. Да, изначально говорили о том, что облигации будут инвестированы по инфляции, но о том, какова будет ставка размещения конкретно — речь не шла.
Между тем самым принципиальным вопросом является именно доходность, а она будет определена в ходе аукциона. По оценке некоторых экспертов, это не самый лучший способ для самих НПФ. И пример тому — размещение среди фондов долговых обязательств Министерства финансов — МЕУЖКАМ, созданных, опять-таки, специально для пенсионных фондов.
Первый выпуск таких бумаг НПФ раскупили под весьма символическую ставку — инфляция плюс 0,01%, а второй выпуск вообще разошелся под нулевую ставку. Испытывая недостаток в финансовых инструментах и имея в своем портфеле неудачно приобретенные инструменты, которые даже не покрывают инфляцию, а, значит, убыточны, НПФ с готовностью делают приобретения, которые выводят их лишь на уровень безубыточности. О доходе пока речи нет.
Инфраструктурные облигации, несмотря на то, что это довольно длинные финансовые инструменты, практически не принесут фондам дивиденды.
Во-вторых, НПФ не устраивают гарантии сохранности и возвращения пенсионных денег, инвестированных в проект, если тот потерпит дефолт. Хотя государство и участвует в уставном капитале «Досжан темир жолы» посредством Инвестфонда, оно отказалось брать на себя солидарную ответственность. Вместо этого прописана субсидиарная ответственность. То есть, если проект по каким-либо причинам не будет доведен до конца, пенсионные фонды свои инвестиции вернут не сразу — придется подавать в суд на концессионера, а при отсутствии средств у того — апеллировать к государству. Это грозит пенсионным фондам временными и материальными издержками, поскольку придется ждать возвращения пенсионных активов и терять при этом доходность.
«Что касается проекта строительства железнодорожной линии Шар — Усть-Каменогорск, то, на первый взгляд, он действительно может покрыть все расходы, связанные с выпуском инфраструктурных облигаций. Однако если в дальнейшем будут реализовываться проекты, которые могут оказаться некоммерческими, то риски покрытия денежных потоков по выплате купонов могут оказаться слишком высокими. Поэтому мы предлагаем обеспечить и продумать гарантию правительства или институтов развития. НПФ хотят видеть гарантии», — от имени всех НПФ заявил на одном из «круглых столов» по вопросу развития пенсионной реформы председатель правления ГНПФ Жанат Курманов.
Государственные же органы считают, что проблемы здесь нет, и опасения НПФ напрасны. Дескать, проекты будут реализовываться с максимальной прозрачностью.
Например, «Досжан темир жолы» уже принял решение о создании Совета инвесторов для обеспечения контроля за своей деятельностью.