“Мангуст” – “Анадырь”
Карибский кризис – один из самых драматических эпизодов в истории человечества, мир тогда был в одном шаге от ядерной войны.
Америка разрабатывала операцию “Мангуст” – план прямого вторжения на Кубу. В ответ на это СССР принимает решение о размещении на территории Кубы советских ракет с ядерными зарядами. Операция получила кодовое название “Анадырь”. И 10 июля 1962 года первая команда воинов-интернационалистов высадилась на Кубе.
Уникальность операции “Анадырь” состояла в том, что ее удавалось сохранять в тайне от противника более четырех месяцев. Только 16 октября американская разведка доложила Джону Кеннеди о построенных на Кубе стартовых ракетных площадках. В ответ на это президент США отдает приказ развернуть размещенные на территории Турции американские ядерные ракеты в сторону СССР.
Тринадцать дней Хрущев и Кеннеди держали пальцы на “красной кнопке”, готовые нажать ее в любой момент.
В ходе операции “Анадырь” на Кубу было переправлено более 40 тысяч советских военнослужащих. Ракетчиков погружали на военные суда и отправляли в неизвестном направлении. По документам все грузы были промаркированы как сельхозтехника, а военные – как аграрии. Для пущей конспирации военнослужащим приказывали брать с собой зимние вещи, валенки и полушубки.
На одном из таких военных кораблей уплывал за океан карагандинец Элс Мухатов.
“Ваш сын геройски погиб…”
– Брат присылал фотографии, – рассказывает родной брат Элса Куаныш Рахимбекович. – Все наши ребята – в обычной гражданской одежде, как туристы. Ведь операция была секретная и наши ракетчики прибыли на Кубу под видом гражданских специалистов.
Последнее письмо пришло 16 января 1964 года. А в феврале родные получили официальное уведомление: “Ваш сын геройски погиб, исполняя интернациональный долг”. Позже семья узнала подробности: Элс погиб во время обстрела на побережье.
В то время не могло быть даже и речи о том, чтобы привезти на родину тело Элса. Хотя отец предпринимал для этого неимоверные усилия. Писал, обивал пороги, добивался встреч на самых высоких уровнях. Искал людей, которые помогут хотя бы побывать на могиле. Но все было напрасно.
– Какая Куба? Какая война? – пожимали плечами высокие чины.
Куаныш, вернувшись из армии, подключился к поискам. Отец Элса умер 25 лет назад, так и не получив возможности поклониться могиле погибшего сына. Но Куаныш не оставлял надежды.
Письмо из Гаваны
А три года назад Куаныш Рахимбекович получил письмо из Гаваны, от Натальи Балашовой. Русская жена кубинского офицера много лет назад организовала группу “Поиск”, привлекла к работе соотечественников и кубинских энтузиастов. Вместе они занимались розыском родных и близких советских солдат, погибших и похороненных на Кубе.
В письме Мухатовым Наталья Балашова сообщала, что Элс Мухатов похоронен на мемориале Славы советских воинов. И его имя выбито на мраморной плите.
И Куаныш Рахимбекович Мухатов вновь начал поход по инстанциям.
– Мои дети и племянники, глядя, как я год за годом безрезультатно обиваю пороги организаций, не раз мне говорили: хватит бегать по кабинетам, мы все вместе соберем тебе деньги и отправим на Кубу, – говорит Куаныш Мухатов. – Но для меня это был не только и не столько вопрос денег. Я не хотел лететь на Кубу как обычный турист. Я хотел добиться официальных ответов. Мой брат в 1962 году поехал на Кубу не в частную поездку. Его послало туда государство. И погиб он вдали от родины не как частное лицо, а как солдат, выполняя долг. Того государства уже нет. Но есть Казахстан, мое государство, где родился и жил мой брат. Я хотел, чтобы мое государство это признало, приняло участие в судьбе своего гражданина.
Солдаты ждут…
И государство откликнулось – в лице областного акимата. Его сотрудники связались с Чрезвычайным и Полномочным Послом Кубы в РК Тереситой Капоте Камачо. “Куба в долгу перед героями, – сказала Тересита Камачо, – и мы сделаем все возможное”.
Дипломатические вопросы поездки на Кубу были решены в посольстве. А материальные взял на себя акимат.
Так, через 44 года Куаныш Мухатов вылетел на остров Куба.
– Нас встретили как почетных гостей, – рассказывает Куаныш Рахимбекович. – Я очень хотел найти людей, которые знали Элса, которых, возможно, обучали наши ракетчики. Но, к сожалению, никого не нашел. Единственная память осталась на мемориале Славы погибшим советским воинам близ Гаваны.
По просьбе Куаныша дипломаты нашли муллу. Представитель нашего посольства обратился в посольство Ирака, объяснил ситуацию: мол, приехал гражданин Казахстана и желает, чтобы священнослужитель провел мусульманский обряд и прочел молитву над могилой. Мулла сделал все, как положено. А Куаныш положил рядом горсть казахстанской земли.
– На мемориале в Гаване похоронены 64 советских воина, – говорит Куаныш Мухатов. – Я первый из числа родственников погибших, кто побывал здесь.
Вернувшись домой, Куаныш Мухатов сразу начал искать родственников погибших однополчан его брата. Как выяснилось, тогда на Кубе кроме Элса погибли еще трое казахстанцев. Николай Константинович Попов, 1941 года рождения, призывался из Северо-Казахстанской области, Пресновский район, село Архангелка, погиб в 1964 году. Корантай Айдарович Абсимбетов, 1941 года рождения, призывался из Алма-Атинской области, поселок Чемолган, погиб в 1963 году. Юрий Алексеевич Сидоров, 1941 года рождения, призывался из Караганды, погиб в 1964 году.
– Я прошу откликнуться тех, кому что-либо известно, – обращается Куаныш Мухатов. – Можно позвонить мне в Караганду: 7212-53-65-77. Можно обратиться в Алматинский филиал общества “Военное братство без границ” по телефону (7272) 68-12-13. Или в Москву: 495-254-66-20. Я верю, что рано или поздно к каждому солдату придет близкий ему человек.
Татьяна ТЕН, Караганда