Дорога на Иссык-Куль – оно нам надо? - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-2 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Дорога на Иссык-Куль – оно нам надо?

Дорога на Иссык-Куль – оно нам надо?

Премьер Казахстана Карим МАСИМОВ в очередной раз пообещал Киргизии решить вопрос о строительстве дороги Алматы – Иссык-Куль. Но уже слышны мнения, что это обещание так и останется на бумаге.

  • 24 Июля 2015
  • 6284
Фото - Caravan.kz

1. – Сейчас налажен прямой авиарейс Алматы – Тамчы, но этого мало. Надо строить скоростную дорогу Алматы – Чолпон-Ата. С нашей стороны до Кемина уже дорога сделана. Когда ее продолжат, расстояние будет всего 250 километров. Казахстанцы доедут до Иссык-Куля за два с половиной часа, – сказал во время встречи с Каримом Масимовым глава правительства Киргизии Темир САРИЕВ.

2. Итак, Бишкек предлагает уже четвертый вариант дороги от Алматы до Иссык-Куля. Первый и второй предполагали строительство напрямую от Алматы до Чолпон-Аты. Те предложения не дошли даже до стадии рассмотрения проекта: перепады высот на пути составляют более 3,5 тысячи метров, поэтому трасса была бы очень опасной. Плюс она должна была пройти через особо охраняемые территории.

Третий проект был выдвинут в 2006 году и предполагал строительство дороги по маршруту Алматы – Узынагаш – Быстровка – Балыкчи – Чолпон-Ата длиной в 88 километров. Цена строительства одного километра по проекту – 3,5 миллиона долларов. Идею поддержал Европейский банк реконструкции и развития и готов был выделить грант. Был даже подписан меморандум о сотрудничестве, но проект снова встал.

Четвертый вариант предполагает строительство дороги в 117 километров от Узынагаша до киргизского города Кемина, через который проходит трасса Бишкек – Чолпон-Ата. Маршрут – тоже непростой, хотя высота перевалов ниже 3 километров. Безусловно, главным выгодополучателем от новой дороги становится Киргизия. Из 4–5 миллионов туристов, посещающих Иссык-Куль за год, более 60 процентов – граждане Казахстана.

3. Сам Темир Сариев признавался, что 100 тысяч туристов в среднем за один день проживания оставляют на Иссык-Куле до 20 миллионов долларов. С открытием трассы отдых на озере может стать круглогодичным. И получить новую дорогу Бишкек намерен почти бесплатно: своих средств у страны нет, поэтому под проект привлекут деньги западных банков. Выходит, вариант возврата средств только один – платный проезд. Есть и другие выгоды для Киргизии. Иссык-Кульская область – крупный производитель молочной продукции, мяса, овощей и фруктов. Но дорогая перевозка делает эти товары неконкурентоспособными даже в Бишкеке. Появление короткого плеча доставки вдохнет в экономику региона новую жизнь.

4. А что же получит Казахстан? Как ни странно, ничего. Более того, если оценивать ситуацию с точки зрения национальной экономики, то этот проект даже вреден для нас. Сегодня наши туристы вывозят из страны почти миллиард долларов, которые инвестируются в экономику другого государства. Если построят дорогу, резко возрастет и количество туристов, и импорт товаров из Киргизии. По мнению экспертов, для нас куда полезнее развитие собственных курортов. Того же Алаколя или Балхаша.