Донации и нация - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
-4 °C
Алматы
2024 Год
26 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Донации и нация

Донации и нация

14 июня по решению Всемирной организации здравоохранения отмечается всемирный День донора. Проблема нехватки донорской крови существует во всех странах. Казахстан - не исключение.

  • 13 Июня 2008
  • 1878
Фото - Caravan.kz

Если в больших городах, в крупных административных центрах республики острота этой проблемы достаточно сглажена, то в отдаленных районных больницах нехватка крови для переливания порой становится вопросом жизни или смерти.
Люди, пострадавшие в авариях или в результате природных катаклизмов, больные гемофилией (а их в Казахстане — тысячи), роженицы, пациенты, которым требуется хирургическая операции, сегодня постоянно находятся в тревожном ожидании: найдется ли для них в нужный момент необходимое количество алой жидкости, спасающей жизнь.
— Создавшаяся ситуация — это последствия серьезного кризиса, поразившего казахстанское донорское движение, — считает директор Республиканского Центра крови в Алматы Дилявер Бекиров.- Многие государства применяют всяческие системы поощрения доноров с тем, чтобы как можно больше граждан сдавали свою кровь для переливания. В Казахстане же донорство, за годы кризиса 90-х годов, вышло из сферы внимания государства, а главное — общества и, по сути, стало уделом одних энтузиастов. Количество доноров, по сравнению с последними «советскими» годами, уменьшилось, по оценкам специалистов, в два- два с половиной раза.
Дилявер Саидович привел такие данные: благополучной в отношении заготовки донорской крови и ее компонентов, по стандартам, разработанным ВОЗ, считается та страна, в которой на 1000 населения приходится 40 — 60 кровесдач — донаций, как их называют специалисты.
Так вот: в последнем, относительно благополучном 1989 «советском» году в Казахстане этих донаций приходилось 43-45 на тысячу человек. А в 2007 году — всего 16,6
Только в последние два-три года объемы заготавливаемой донорской крови в крупнейшем мегаполисе страны — Алматы достигли уровня 1996 года.
Начиная с 2000 года, Центры крови в Казахстане вышли на уровень определенной стабильности. Сдаваемые в год примерно 40 — 50 тысяч доз донорской крови позволяют обеспечивать потребность в переливании крови больниц южной столицы и области.
Но, как говорится — «на грани». Крови, плазмы, тромбоцитов нужно значительно больше, чтобы отечественное здравоохранение могло чувствовать себя надежно защищенным. Есть сегодня в Центрах крови и определенный запас крови и производных из нее препаратов для возможных экстренных случаев. Однако удовлетвориться этим нельзя. Донорское движение развивается очень медленно.
Показательно, что большую часть сдающих кровь сегодня людей составляют родственники или близкие пострадавших пациентов. А чтобы иметь необходимый «запас прочности» в случае каких-нибудь техногенных или природных катаклизмов нужно придать донорству массовый размах.
Для этого количество доноров должно увеличиться минимум в два раза. Но как это сделать, если прежние льготы у доноров государство отменило, а недавно принятый Закон о донорстве, при всех его положительных качествах, не может изменить положение в один или даже несколько лет…
Прежние, еще советского времени льготы донорам, по самым строгим оценкам, соответствовали общественной важности донорства, как необходимого социального явления. Донор обязательно получал хороший горячий обед — гречку, мясо, фрукты, молоко или деньги на него. Донору полагался день отгула после кровесдачи. Почетному донору (это звание присваивалось человеку после 40 сдач крови) — бесплатный проезд на транспорте, скидки при приобретении лекарств, скидки на оплату коммунальных услуг. А главное — постоянные доноры получали три дополнительных дня к отпуску.
Но не это главное.
— За годы кризиса, развала Союза и трудного становления нового Казахстана мы «потеряли» целое поколение людей, которые оказались обделены гуманистическими идеалами и ценностями, — считает Дирявер Бекиров. — Донорство всегда несло на себе отпечаток бескорыстного служения страждущим, вызывавшее всеобщее уважение в обществе. Одно только это привлекало в ряды доноров большое количество граждан, особенно молодежи. Можно даже сказать, что именно донорство, как социальное явление, может служить индикатором сложившейся в обществе моральной атмосферы. Именно поэтому период с середины 90-х годов прошлого века, с его крушением идеологии и «диким» рынком, обостренным эгоизмом и цинизмом, характеризовался еще и резким падением престижности донорства.
Сегодня, к счастью, мы наблюдаем возрождение интереса к донорству. Собственно говоря, стремление делать добро ближнему никогда не умирает в людях. Оно может быть задавлено обстоятельствами, жизненными проблемами, но когда жизнь немного улучшится, оно обязательно проявляет себя. Важно сегодня всеми силами пробудить и закрепить в людях это стремление помогать, возрождать лучшие донорские традиции. Это могло бы стать, я считаю, даже элементом идеологии единого казахстанского народа, сплачивающей людей.
Самый яркий пример: на 40-45 тысяч бесплатных кровесдач в год в РЦК только около 7, 5 тысяч случаев, когда кровь сдают за деньги. Так что бескорыстные, альтруистические мотивы в нашем донорстве — определяющие.
Трагедия в Южно-Казахстанской области, когда сотни детей были заражены ВИЧ именно через препараты крови, потрясла все общество. Были выделены огромные средства для наведения порядка в системе заготовки крови и создания на ее основе лечебных препаратов. Службы крови преобразовались кардинально. В городские и областные Центры крови поступило самое новейшее оборудование и инструменты, укрепили кадровый состав этих учреждений. Сделано все, чтобы в дальнейшем подобная трагедия не повторилась. В Республиканском Центре крови, например, сегодня работают новейшие аппараты для приготовления препаратов крови, холодильные и морозильные камеры, центрифуги и многое другое, что позволяет отнести сегодня Центр к одним из самых современных медицинских учреждений страны. Жаль только, что государство спохватилось только тогда, когда беда уже грянула…
Но все, даже самое уникальное оборудование, новейшие тест-системы, квалифицированнейшие врачи будут бесполезны, если нет главного — стабильного и надежного роста числа доноров, количества донаций, позволяющие всегда, в любой момент обеспечить препаратами крови пострадавших и больных.
Именно поэтому правительство срочно разработало комплексную программу развития системы заготовки донорской крови и препаратов на 2007 -2010 годы. В ней есть и такой раздел, как возрождение и укрепление донорского движения.
— Мы не стали «изобретать велосипед», — говорит Дилявер Бекиров. — Многолетний опыт всех благополучных стран показал, что самым надежным и безопасным является добровольное безвозмездное донорство. Когда кровь сдается за деньги — всегда безопасность снижается. Другое направление — мы должны резко сократить число случаев неоправданного переливания крови и ее компонентов. Это тоже проблема — многие медики привыкли работать по старинке. А переливание крови — это исключительный, крайний случай. Но главное — надо поднять все общество, неправительственные, общественные организации, СМИ, телевидение, чтобы осуществлять планомерную пропаганду донорства. Начиная даже с детского сада! В программе предусмотрены мероприятия, выделены финансы на эти цели. И делать это надо не откладывая, через общественные организации. Только тогда, пусть и через годы, мы воспитаем людей, которые будут понимать важность донорства и для общества в целом, и для каждого из нас.
О «плате за кровь» следует сказать особо. Сдача крови за деньги практиковалась и прежде, однако в пору массовости донорского движения это явление воспринималось скорее как экзотика. Именно бесконтрольность и злоупотребления в системе заготовки крови за деньги привели к шымкентской трагедии. Сегодня она также есть в системе донорства. Однако контроль предельно ужесточен. Вся донорская кровь сегодня тщательно проверяется. Используются самые современные тест-системы. За одну кровесдачу (около 450 граммов) человек получает около 2 000 тенге; за операцию плазмофореза — 3 000 тенге.
Нормальный, здоровый человек может без вредных последствий для себя сдавать кровь раз в месяц. Но это не магистральный путь для казахстанского донорства. Мы все, казахстанцы, должны почувствовать себя единой семьей, осознать, что помогая сегодня своей кровью другому, помогаешь, в конечном счете, себе, своим близким…
Нация должна сплотиться в решении важнейшей, общенациональной задачи — преодоления дефициты донорской крови.

Фото с сайта http://ura-inform.com