Мотивы предков
Эти инструменты изготавливаются из цельного дерева, а мастеров, которые могут сделать их качественно, – совсем немного. Один из них – житель Сарысуского района Жамбылской области, пенсионер Балтабай ДАУРБЕКОВ. Свой первый инструмент он изготовил еще в молодости, потом увлекся этим так, что со временем открыл свое дело. Помогают ему в этом сыновья и даже внуки:
– Настоящий мастер по изготовлению музыкальных инструментов должен обязательно чувствовать музыку. Ведь важно понимать язык инструмента, испытывать его и прислушиваться к звукам.
Любопытно, что в разных регионах Казахстана по-разному изготавливают домбру. Где-то предпочитают делать округлую каплевидную форму с тонкой длинной шейкой. Где-то, напротив, делают плоскую деку с короткой толстой шейкой. Балтабай-ата может изготовить инструмент по желанию того, кто его заказывает, учитывая особенности исполнения песен:
– На юге страны домбра и кобыз – в особом почете. В аулах без них нельзя представить казахскую свадьбу. Но в последнее время народные инструменты все чаще звучат на свадьбах в областном центре, что меня очень радует. Ведь это – мотивы наших предков.
Тонкости мастерства
В изготовлении инструментов нужно учитывать все детали. Необходимо использовать дерево многолетней выдержки, без единых признаков гнили или сырости. Иначе они звучать не будут. Корпус, дека, струны, обечайки и скрепляющие детали домбры – все должно быть на высочайшем уровне. То же самое – струны, изготавливаемые из козьих или бараньих кишок, от их звучания зависит всё:
– Проблема сегодняшней молодежи, которая обучается в музыкальных школах по классу домбра и кобыз, – это нехватка хороших мастеров-изготовителей. Артисты пытаются подобрать индивидуальный инструмент, скажем так, штучный товар. Ведь музыка способна передавать аудитории чувства исполнителя, его духовный мир, переживания.
Народные инструменты – верные спутники казахов, имена которых были широко известны по всей степи. Так, без домбры просто невозможно представить легендарных Курмангазы или Джамбула Джабаева.