Дома строятся, рушатся, делятся… - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+5 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Дома строятся, рушатся, делятся…

Дома строятся, рушатся, делятся…

Про дела наши коммунальные написано и сказано столько, что, казалось бы, пора бы и успокоиться. Но сделать этого не дает действительность, не позволяют обстоятельства.

  • 18 Ноября 2008
  • 1495
Фото - Caravan.kz

В СКО снова будируется вопрос о кондоминиумах. Акимат требует от многоквартирных домов создания кондоминиумов, чтобы мы сами занялись ремонтом своих крыш и подвалов, не ожидая государственного финансирования для их починки.
Предлагается тем, у кого их нет, оформить данные правоустанавливающие документы. Что будет означать: лестничные пролеты, кровли и крыши, земля под домом, подвалы и находящиеся в них сети переходят в общую собственность всех владельцев квартир.
Казалось бы, что тут страшного? Будешь не только владельцем квартиры, но и квадратного метра лестницы. Топаешь по ней каждый день, еще и не по одному разу. Вот и владей.
Хуже с чердаком — там мы вообще обычно не бываем. Но те, кто проживает на 5-м или 9-м этаже о крыше постоянно думают и не только в ненастные дни. С подвалом проще, его, хоть изредка, но посещаем. Зато как будет тешить самолюбие осознание того, что погонный метр пластиковой или металлической трубы — лично твой!
Но, как оказалось, петропавловцы не проявляют особого рвения к созданию кондоминиумов. И вот почему. Во-первых, много мороки с оформлением документов, да и накладно это для пенсионеров и других малоимущих. Во-вторых, оформив кондоминиум, жильцы домов сами себе подпишут приговор и распрощаются с иллюзией о том, что пресловутую дырявую крышу, может быть, кто-нибудь, хоть когда-нибудь да поможет отремонтировать. Но иллюзия, на то и иллюзия, что почти никогда не осуществляется, так как не имеет под собой почвы. В нашем случае, в связи с финансовым кризисом надежды на возможную помощь в капитальных ремонтах домов со стороны государства также не имеют под собой основания.
Есть и другие причины, по которым жильцы не хотят, чтобы их КСК или каждый отдельно взятый дом стали юридическим лицом.
— Как я напишу заявление на согласие стать участником кондоминиума, — говорит Р.М. Степанова, проживающая в квартире дома, расположенного на улице им. Сатпаева,17, — если земля в нашем дворе уже четырежды перепродана? Потому мы теперь живем без КСК, справляемся с делами инициативной группой. Зачем нам такие руководители, если они беспринципны или наживаются за наш счет? В настоящее время существует даже официально утвержденный план строительства во дворе нашего дома платной автомобильной стоянки, по которому про нас вообще забыли. Нашего, как оказалось, и метра земли нет. Пока жильцы своими протестами сдерживают начало работ, но никто из нас не знает, сколько и как долго это противостояние продолжится. Кто окажется сильнее? Наверное, тот, у кого кошелек толще. И что самое интересное, никто нашего согласия никогда раньше не спрашивал и сейчас не спрашивает. Мы сами не заметили, как во дворе появилось 7 гаражей, владельцы которых даже не живут в нашем доме. Кто и почему позволил им это сделать, опять же концов не найти.
Мало того, в нашем доме располагается филиал «Темирбанка». Это еще не менее десятка, а то и больше, припаркованных машин. Тем, кому на площадке перед входом в банк места не хватает, опять же норовят во дворе припарковаться. Разрушается все: не только площадка перед домом, подъездной путь, отмастка фундамента. Немало ограждений и насаждений за эти годы исковеркано или попросту уничтожено машинами. И все это я теперь должна восстанавливать из своей пенсии? Жильцы будут копить деньги на текущий и другие ремонты, а другие разрушать? Разве это справедливо?
Еще один момент. Допустим, я живу одна. А вот соседняя квартира сдается в аренду, причем посуточно. Каждый день ее хозяин идет на вокзал и приводит постояльцев. Их количество каждый раз колеблется, бывает и по 10, и по 15 человек. Так кто из нас больше разрушает лестничный марш — я или сосед?
Или еще один пример: старушка по документам живет одна в 3-х комнатной квартире, но постоянно пускает квартирантов. Их у нее тоже — от 3 до 5. А ведь платить за зарегистрированную в кондоминиуме собственность будем одинаково. Так что прежде чем вступить во владение, став участником кондоминиума, подумаю не только я, но и многие другие. Жаль, что разработчики данного юридического документа не смогли просчитать всего того, что диктует нам жизнь. А отдать нам дом и все что к нему прилагается по квадратным метрам — никуда негодная схема.
Одна из жительниц дома по улице Парковая, 117 тоже не в восторге от предлагаемого решения вопроса по регистрации имущественного комплекса. Дому уже давно за 30 лет. Пришла в негодность система горячего и холодного водоснабжения. А так как дом когда-то обслуживался домоуправлением №4, а сейчас как бы «по наследству» перешел к ТОО «Рэмэкс», то и обслуживание его было и есть соответствующим. Два года по пятам ходили за руководителем ТОО с просьбой помочь с заменой труб, поскольку на 5-й этаж вода уже не поступала. Ответ был один: ничем помочь не могу, собирайте деньги и ищите мастеров сами. Казалось бы, обслуживающая организация должна была бы заняться таким ремонтом, но по какой-то причине отказалась, вероятнее всего из-за отсутствия квалифицированных кадров.
Жители трех подъездов собрали деньги, нашли бригаду, ремонт обошелся каждой квартире почти в 7 тысяч тенге. А вот более инициативные, а может, более настойчивые представители остальных 4 подъездов с такой ситуацией смириться не могли и направились жаловаться в городскую администрацию. Поскольку большинство из «ходоков» бывшие партийные и советские работники, отказать им напрямую не посмели и, скорее всего, на директора ТОО «надавили». Иначе чем объяснить то обстоятельство, что им ремонт сделали вдвое дешевле. Так между ТОО и жильцами возникла, кроме прочих, еще одна — теперь уже тенговая недоговоренность. Многие из потерпевших жильцов теперь отказываются платить в ТОО ежемесячные платежи, не хотят заключать и договор на оказание коммунально-сервисных услуг между ТОО и каждой отдельной квартирой. Во-первых, видят, что для дома ничего в плане ремонта не делается, а во-вторых, боятся, не выйдет ли так, что одним будет все, а другим — ничего.
Вот и получается, кто-то не платит, а у ТОО просто-напросто нет денег, чтобы навести порядок в подвале. Кстати, в доме назрела необходимость замены канализационных труб. Каждый раз, спускаясь в подвал, жильцы опасаются за сохранность своих не таких уж и огромных, но все же необходимых припасов овощей на зиму. И боятся, не повторится ли все по старому сценарию. Ведь кто-то должен контролировать цены на сервисные услуги, чтобы не получалось так, что одним по одной цене, а другим — в два раза дороже.
Наверное, самая больная тема — неплатежей — и у председателя КСК «Амазонка» Р.В. Валеева. Примерно 15-20 процентов жильцов, объединяющих это КСК, вообще не платят целевые взносы. А дом рушится, его нужно ремонтировать, что многих мало волнует, у них своя философия — лишь бы надо мной капало. Р.В. Валеев считает, что многие из нерешенных вопросов можно было бы решить, если бы с людьми проводилась определенная работа. Им надо четко разъяснить, для чего, с какой целью нужно юридически зарегистрировать кондоминиум. Почему так получилось, что заложенные генпланом земельные границы дома, непонятным образом превратились в чужую собственность. Надо чаще выступать по телевидению, может быть даже провести цикл передач, в которых бы выступили и работники акимата, и представители общественности, и руководители предприятий-монополистов. Людям нужна прозрачность, а не замалчивание некоторых обстоятельств повышения тарифов, продажи и аренды земли, подвалов и чердаков.
Заняться тарифами могли бы независимые эксперты, но их в областном департаменте по регулированию естественных монополий нет. Потому тарифы на тепло, электроэнергию, потребление газа и воды постоянно растут. Так как люди, приглашаемые этим органом для обсуждения заявок монополистов на повышение оплаты за килограмм газа, кубометр воды и т.д. зачастую некомпетентны и далеки от понимания формул физики. Они обычно имеют юридическое или экономическое образование. Чем монополисты умело пользуются, и на любой вопрос повышения отпускной цены производимого компанией продукта дадут такой мудреный расчет, технологическую схему ее формирования, что можно подумать, что она и, правда, четко и главное, честно обоснована. А разбираться во всем этом без узкоспециальных познаний — все равно, что по тайге без компаса ходить. Есть и еще обстоятельства, которые приводят к неразберихе с тарифообразованием и росту цен. Например, отсутствие конкуренции, пробелы в законодательстве, где много лазеек и недочетов, которыми монополисты умело пользуются.
Известный в городе, да и целом в области В.А. Лапшин, в прошлом учитель физики, давно и тщетно доказывает, что те 6,1 килограмма газа, что нам предлагает, якобы, по норме потребления на человека «Горгаз-сервис», далеки от реальности. По его научно обоснованным расчетам, согласно ГОСТу и СНИПам эта цифра гораздо меньше — 4, 24 кг. Все дело, считает физик, в плотности единичного объема газа. Специалисты из горгаза берут из расчета 2,85 кг, причем круглый год, а она зимой — 1,881, летом — 2 кг. Примерно таким же образом — с односторонней выгодой — формируются тарифы на тепло, электроэнергию.
Монополистов понять можно. Они свои расходы связывают с износом оборудования, ростом цен на топливо и его перевозку, отсутствием инвестиций. Да и кто будет вкладывать, особенно сегодня, например, в энергетику, когда весь мир лихорадит? В лучшие времена не вкладывали, так как не было ожидаемой отдачи. О чем говорить теперь? Вот и строчат они через каждые 90 дней заявки в антимонопольное ведомство на рассмотрение повышения тарифов. А как быть нам, потребителям, наизнанку вывернуться, чтобы все и всем оплатить?
В последнее время очень много, причем на всех уровнях и во многих коридорах, как властных, так и вполне обычных говорится о приборах учета тепла. Есть решение по закону о естественных монополиях установить их в подвалах наших домов до 1 января 2009 года. Но пока эта работа спущена на тормозах, потому что вызывает резкое и негативное сопротивление со стороны жильцов многоквартирных домов.
Как считают члены согласительной комиссии при Агентстве регулирования естественных монополий Егоров и Сердюков, со стороны теплопередающей организации не сделано ничего для того, чтобы счетчики были не только установлены в теплоизолированном месте (там, где нет подвалов), но и обслуживались той организацией, что их установила. Разве это правильно, когда не имеющий никакого представления о технических возможностях прибора председатель или бухгалтер КСК будут его ежедневно крутить? А делать это придется по той простой причине, что счетчики рассчитаны не на расход тепла, а на расход холодной воды. Поэтому постоянно нужно регулировать температурный режим.
И если быть точным, то этот опыт мы уже проходили. Наши теплоцентрали проложены таким образом, что не соответствуют никаким ГОСТАм и СНИПам. Так, счетчик, установленный в девятиэтажном доме по ул. Мира,156 считал обогрев не только своего дома, но и подвала в доме №158 и 50 метров трубы на улице (протянутой к школе «Дарын»). Соответственно, и оплата с квадратного метра составила ни много ни мало, а 212 тенге. Естественно, что такой судьбы не захочет для своего дома и его обитателей ни один здравомыслящий председатель КСК или его правление. И благо, что, в Законе о естественных монополиях есть сноска, оговаривающая право потребителей заключать или не заключать, по каким-то обоснованным причинам, договор на установку прибора учета тепла.
У П.В. Своика в недавнем прошлом возглавлявшего Агентство по регулированию естественных монополий, а ныне являющегося заместителем председателя Демократической партии Казахстана «Азат», на многое есть своя точка зрения.
Недавно в Петропавловске он довел ее до сведения представителей общественных организаций, политических партий, коммунальных служб и местных органов власти. Учитывая, что в условиях углубляющегося экономического кризиса все проблемы, накопившиеся в области жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики, будут еще больше обостряться, зампред «Азата» считает, что их решение возможно только при согласованных усилиях жителей, коммунальных предприятий и органов власти. Для этого нужно в соответствии с действующим законодательством выработать общий план действий, в основу которого легли бы наработанная многолетняя практика содержания городского многоэтажного жилого фонда и договорных отношений потребителей и поставщиков коммунальных услуг.
А план таков: надо дополнить систему отношений «жилец — поставщик коммунальных услуг» таким необходимым базовым элементом, как каждый отдельный многоквартирный дом, который и должен являться основным субъектом договорных отношений с коммунальными предприятиями города. Для чего городским властям необходимо обеспечить и ускорить процедуры регистрации всех многоквартирных домов как имущественных комплексов. Параллельно организовать и провести регистрацию и органов управления каждым таким домом — кооперативов собственников квартир и помещений (подомовые КСК). При этом исходить из того, что общедомовое имущество передается в общую неделимую долевую собственность участников кондоминиума безвозмездно.
В тех же случаях, когда состояние кровли, подвалов, несущих конструкций или внутридомовых коммуникаций, либо двора дома и прочей придомовой территории неудовлетворительное, городские власти заключают с жильцами соглашение о форме и объеме надлежащих компенсаций. По желанию жильцов, в имущественный комплекс кондоминиума включаются все, предусмотренные проектом строительства придомовые территории, — также безвозмездно. Оформление технического паспорта, инвентарного дела, плана территории и другой необходимой для регистрации кондоминиума документации осуществляется силами соответствующих государственных учреждений. Оплата этих услуг производится равными долями — за счет городского (областного) бюджета и взносов участников кондоминиума.
Что же касается существующих КСК, то предлагается преобразовать их в сервисные компании (в форме ТОО, малого предприятия или частного предпринимателя), предлагающие кондоминиумам услуги электриков и сантехников, уборки дворов и подъездов, проведение ремонтов, а также сбор средств и ведение лицевых счетов кондоминиумов на свободной договорной основе. Для чего департаменту по регулированию естественных монополий, совместно с предприятиями-поставщиками коммунальных услуг и организациями по защите прав потребителей, нужно разработать и ввести в действие «примерный публичный договор» между кондоминиумом и коммунальным предприятием и аналогичный — на оказание услуг кондоминиумам, преобразованным из КСК в сервисные компании.
Чтобы донести до населения предлагаемые предложения, рекомендовано создать при акимате города общественный штаб по организации и регистрации кондоминиумов и подомовых КСК, преобразованию действующих КСК в сервисные компании и ведению договорных отношений между ними. А также создать учебно-методический центр, который бы осуществлял подбор и обучение активов подомовых КСК, а также разработку типовых уставов КСК-кондоминиумов и других необходимых для их деятельности документов.
Как видим, предлагается еще одна форма переложения проблем ремонта капитально изношенных домов на жильцов их населяющих. Найдет ли она горячий отклик в их сердцах и материальную базу в кошельках?