Дом для брошенных детей - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Дом для брошенных детей

Дом для брошенных детей

Детский дом. Это словосочетание вызывает у меня не самые лучшие ассоциации. В семилетнем возрасте я впервые увидела детдомовских детей, которых привезли в наше село на летний отдых.

  • 4 Июня 2007
  • 4479
Фото - Caravan.kz

И до сих пор моя память сохранила строем по двое идущих в серых платьях девочек и в таких же серых брюках и рубахах мальчиков, обритых наголо.
Трудное детство и деревянные игрушки — это тоже о них, воспитанниках детских домов советского периода. Может, кому-то довелось воспитываться в привилегированных социальных учреждениях, как примеру, моей соседке Эмме Егоровне, которая в сороковых годах попала в детдом, находящийся под патронажем легендарного Клима Ворошилова. Но везло так не каждому… И сегодня многие выпускники детских домов даже в преклонном возрасте не избавились от комплекса детдомовца, человека обделенного лаской со стороны родителей и, (чего греха таить!), государства.
Но тогда, в сороковых, а потом семидесятых годах, время было такое. Сегодня в детских домах Тараза дети имеют больше, чем детдомовцы советской поры.
Детский дом «Улан» создан в 1993 году. В то время было решено разделить детей, воспитывающихся в детском доме имени Сарымолдаева и часть ребятишек (75 человек) переехала в здание бывшего детского сада в микрорайон «Салтанат». К 2000 году их количество увеличилось до 260 — в те годы страна переживала трудный период. Судя по всему, сколько детей находится на попечении государства, можно судить о благосостоянии населения.
Сегодня в детдоме «Улан» воспитывается 176 детишек в возрасте с 4 до 16-17 лет. Те, кого оставили в родильном доме, в подъезде или на мусорке (и такое бывает), приходят сюда из Дома ребенка. Остальные по определению опекунского совета при акимате города Тараза.
По словам директора детского дома Куляш Болыспаевой, детей разделяют на две категории — круглые сироты и полусироты. Круглых сирот в «Улане» 11, у 48 ребятишек родители лишены родительских прав, у 23 детей есть только матери, у 33 — только отцы, которые предпочли возложить заботу о своих детях на государство.
У семерых воспитанников родители находятся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (проще говоря, в тюрьме). Гордость детского дома, победители конкурса детского творчества «Болашак жулдыздары» — Арман Балатабайтеги и Айжан Жигибаева. У Армана в городе живет отец, говорят, интеллигентный человек…
Практически у каждого ребенка здесь трудная судьба, он с пеленок полной чашей хлебнул лиха. И только здесь у многих из них появились нормальные условия для жизни: кровать с чистым постельным бельем, свой шкафчик с личными вещами, приличная одежда, игрушки и пятиразовое питание.
Я пришла в детский дом 1 июня, в День защиты детей — здесь это настоящий праздник с торжественной частью, концертом и праздничным дастарханом. В этот день дети ели мороженое, клубнику и черешню, а на обед — манты. В другие дни рацион воспитанников скромнее, но содержит все необходимое для растущего организма — мясо, крупы, сливочное масло, молоко, фрукты и овощи.
Куляш Пернебековна назначена директором детского дома недавно, 25 мая текущего года. Но сказать, что человек она здесь новый, нельзя. Впервые она переступила порог этого здания в восьмидесятых годах после окончания Джамбулского пединститута в качестве воспитателя. Потом в 1993 году она — воспитатель детского дома «Улан». В 2006 году ее перевели на должность методиста. И вот две недели назад — новое назначение. Поэтому она хорошо осведомлена обо всех достижениях и проблемах этого социального учреждения.
Главное достижение, конечно, это — чистые ухоженные дети, у которых имеется все необходимое для полноценной жизни. Они занимаются баскетболом, обучаются компьютерной грамотой — заработную плату тренеру и преподавателю платит «Народный банк».
В «Улане» работают 9 кружков: прикладного творчества, кукольный театр, хореографический, английского языка и другие. Девочек учат готовить, шить, вышивать. А вот с мальчиками труднее — при детдоме нет мастерской, чтобы они могли элементарную мужскую работу сделать, гвоздь, например, забить.
В комнатах дети живут группами по 8-10 человек, убираются они самостоятельно, за собой тоже смотрят сами. При детдоме имеется баня, а душ устроен в каждой группе. В каждой комнате есть телевизор и DVD-плейер, дети могут петь под караоке. Девочки сами для себя готовят в самой настоящей домашней кухне, оборудованной современной бытовой техникой, а в хозяйственном блоке стоят автоматические стиральные машины. Поэтому у этих детей имеются все представления о хорошей жизни. Они не чувствуют себя ущемленными в материальном плане. А вот в моральном…
Честное слово, у многих гостей торжества, посвященного Дню защиты детей, на глазах появились слезы, когда хор детского дома звонко пропел: «…Пусть всегда будет МАМА!»…
— У нас много талантливых детей, они и поют, и танцуют, и рисуют, — говорит мой гид по детскому дому зам.директора по воспитательной работе Диля Бекбауова.
Все коридоры увешаны работами воспитанников, действительно хорошими картинами, гобеленами, батиком.
— Плохо только, что наши дети не могут посещать городские кружки, сопровождать некому, — сокрушается она. — В магазины и на базар дети тоже не ходят. Нас и в общественный транспорт не пускают. Никак не можем оформить договоренность с перевозчиками. Бесплатно возить наших детей они не хотят, а перечислением это сделать трудно — мы же не знаем, когда и сколько дети будут ездить. А школьные проездные нам уже второй год не выделяют. Вот и получается, что наши дети оказались в изоляции.
Диля Лесбековна постоянно повторяет «наши дети» — это действительно так. Я замечаю на вешалке в ее кабинете одежду на все случаи жизни. Ей часто приходится здесь ночевать.
— Да, работа у нас такая. Приходят к нам новые дети, которые в 11-13 лет никогда нигде не учились, не воспитывались своими так называемыми родителями. Нам с ними приходится повозиться. Но время свое делает, уже через полгода они становятся нормальными мальчиками и девочками.
На Западе и в Америке в детские приюты приходят работать девушки и женщины, у которых нет семьи и детей. Там считают, что в этом случае воспитатель всю свою нерастраченную нежность отдаст сироте. В наших детдомах работают женщины, у которых есть свои дети, но видимо, менталитет наш такой, что материнской нежности и любви хватает для всех детей.
У Куляш Пернебековны два сына и дочка. Теперь она стала мамой еще для 176 детей — воспитанников детдома. Она каждого из них знает по имени, расскажет о каждом ребенке, знает, что от него ждать.
Также хорошо знает детей каждый воспитатель детского дома. Заместитель директора по учебной части Шаркуль Дурымбетовна Алимбекова для этих детей бабушка родная. Она с гордостью показала мне местный музей, где хранятся памятные фотографии, запечатлевшие посещение детского дома Нурсултаном и Сарой Назарбаевыми. В этой комнате стеллажи уставлены кубками и призами, завоеванными воспитанниками детдома на различных спортивных соревнованиях. Она гордится выпускниками, ставшими впоследствии известными людьми, занявшими значительные посты — всех по имени помнит.
Это действительно теплый дом, ставший родным для детей. Вот только капитальный ремонт надо сделать. У прежнего руководства до этого как-то руки не дошли. Куляш Пернебековна уже обращалась в областное управление образования, но средства выделили только на наружный ремонт зданий.
— В этом году придется обойтись косметическим ремонтом, — вздыхает директор. — Старший корпус еще терпит, а вот здание, где малыши и инвалиды живут, просто по швам расходится.
У малышей во дворе много места для игр, есть качели, горки, которые подарили дяди и тети из американской компании «Интерлик рисорсиз». Кроме того, руководство этой компании часто привозит сюда одежду и обувь. Дети укрываются яркими лоскутными одеяльцами. А ко Дню защиты детей от фирмы привезли музыкальный центр за три тысячи долларов. Получили дети подарки и от других организаций — игрушки, обувь, одежду.
Представитель войсковой части № 5513 в качестве подарка пообещал организовать экскурсию к военным. Дети накануне покатались на каруселях в городском парке культуры. В общем, подарков было много, радостных эмоций — еще больше.
А сегодня у директора много забот. В этом году детдом выпускает 40 человек. Проводить их надо достойно. Поэтому девочки и мальчики пошли в магазин, дирекция которого уже третий год обеспечивает детей обувью. Кстати, девочки могут взять любую пару в ценовом пределе до 5 тысяч. Не каждый родитель имеет такую возможность. Да и платья на выпускной вечер тоже надо приобрести, чтобы дети не выделялись ничем (здесь на помощь приходят предприниматели). В ресторан они идут тоже на благотворительные средства родителей класса или ресторатора.
Вот так заканчивается более или менее счастливое детство. Если выпускнику детского дома повезет поступить в колледж или вуз, государство обеспечивает его комнатой в Доме юношества или общежитием.
Как правило, поступают все за исключением тех, кому поставлен диагноз: «задержка психического развития» или «олигофрения». Эти дети переводятся в интернат для психотроников, если МСЭК определит группу инвалидности.
Выпускник обеспечивается одеждой и постельными принадлежностями, средствами гигиены. На первое время ему выдается сумма в 20 тысяч тенге. А что дальше?
Дальше самостоятельная жизнь, в которой бывший детдомовец становится обычным членом общества.
Вот только не все выдерживают очередное испытание судьбы — адаптацию среди людей, которые не всегда оказывается лояльным к человеку, долгое время находившемуся на попечении государства…

Фото автора