За последнюю неделю тенге значительно ослабел – подорожание доллара с 467 до 476 тенге. Что поспособствовало этой динамике? Насколько она тревожна, и стоит ли строить на этом фоне неблагоприятные прогнозы – в частности, популярный в последнее время «доллар за 500»? И вместе с тем чем вызван пессимизм рынка нефти, и как эта ситуация сказывается или может сказаться на Казахстане?
Своим экспертным мнением на этот счет с медиапорталом Caravan.kz поделился казахстанский аналитик, генеральный директор DAMU Capital Management Мурат Кастаев.
«Действительно, тенге ослабел по отношению к доллару за прошедшую неделю, однако я не назвал бы ослабление значительным. Мы быстро привыкаем, когда курс доллара держится какое-то время у одной отметки и начинаем нервничать, когда доллар растет. Хотя, если посмотреть на недельное колебание, оно составляет менее 2% от курса. Такие колебания вполне нормальны даже на ежедневной основе. В Казахстане населению и бизнесу нужно привыкнуть к тому, что курс вполне может двигаться на плюс-минус 10 тенге хоть каждый день, и это нормально, на валютных и фондовых рынках волатильность в несколько процентов является обыденной.
Что касается конкретно прошедшей недели, главным фактором роста доллара США стали заявления ФРС США о возможности еще одного повышения ставки до конца года. Несмотря на замедление годовой инфляции в США до 3,7 % в годовом выражении, она все еще сильно выше целевого для ФРС уровня в 2 %. Тем более выросшие цены на нефть станут дополнительным импульсом для роста цен. В связи с этим ФРС готовит рынок к еще как минимум одному повышению ставки, и это вызвало рост индекса доллара США. В результате американская валюта укрепилась по отношению к большинству мировых валют, так как повышение ставки делает американские активы более привлекательными и вызывает отток капитала с развивающихся рынков в экономику США.
Относительно прогноза «доллар за 500 тенге» — такой сценарий исключать нельзя, хотя он и является пока маловероятным в текущем году. Для такого роста доллара должны случиться какие-то внешние шоки, вроде резкого падения цен на нефть, проблем с экспортом казахстанской нефти, либо какие-то масштабные политические или экономические события внутри Казахстана. В отсутствие таких крупных негативных событий предпосылок для роста доллара до 500 тенге до конца года не просматривается.
Текущее положение на рынке нефти
я не назвал бы пессимизмом, цена на баррель марки Brent прямо сейчас выше 93 долларов за баррель. Это довольно высокая цена и очень комфортная для Казахстана, который получает сверхдоходы и пополняет Нацфонд при таких ценах. Более того, цена на нефть вышла в диапазон 90-100 долларов раньше наших прогнозов, так как мы ожидали этот коридор лишь в 4 квартале.
Поэтому, если не случится новых неожиданных проблем в мировой экономике, то текущая цена на нефть сохранится, более того, ближе к концу года возможно и тестирование отметки в 100 долларов США за баррель. Если текущие темпы роста мировой экономики сохранятся, в Китае не будет замедления, а в США – рецессии, и при этом ОПЕК+ будут сохранять текущие ограничения по добыче нефти, то в 4 квартале мы прогнозируем превышение спроса над предложением на 3 млн баррелей в сутки, и этот дефицит может подтолкнуть цены на нефть до коридора в 95-105 долларов за баррель. Поэтому прямо сейчас ситуация на нефтяном рынке крайне благоприятная для Казахстана, и нашей стране нужно максимально выгодно использовать этот период. В этом плане негативом на неделе стала новость о переносе запуска проекта будущего расширения (ПБР) на месторождении Тенгиз с середины на конец 2024 года. Этот проект должен увеличить добычу на Тенгизе на 40 %, и на него Казахстан возлагает большие надежды.
Конечно, нам было бы выгодно, чтобы увеличение добычи казахстанской нефти пришлось на период высоких цен, чтобы извлечь максимальную прибыль, но и при условии снижения цен увеличение добычи частично компенсирует потери нашей страны», — отметил Мурат Кастаев.