"Доллар - слаб, тенге крепчает" - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-5 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Доллар - слаб, тенге крепчает"

"Доллар - слаб, тенге крепчает"

Столп национальной экономики, страж валютного коридора и гроза казахстанских зеленщиков, ушел в правительство. С 6 января 2004 года Григорий Марченко уже не главный банкир Казахстана, а первый вице-премьер министр нашей страны.

  • 8 Января 2004
  • 1374
Фото - Caravan.kz

На следующий же день, седьмого января, в том самом помещении Национального банка, где Марченко блистал саркастическими замечаниями в адрес невнимательных журналистов, и расписывал три сценария возможного поведения валютного рынка, состоялась его прощальная пресс-конференция в качестве главного банкира.
На столе было три таблички с именами и регалиями тех, ради кого собственно и собралась пишущая и снимающая братия:
И.О. председателя Национального банка Анвар Галиуллаевич Сайденов, Председатель агентства по регулированию и надзору финансовых рынков и финансовых операций (бывший заместитель главного банкира) Жамишев Болат Бидахметович, и собственно виновник пресс-конфренции, новый первый вице-премьер РК Григорий Марченко.
Глядя на эту троицу отчего-то возникла ассоциация — дескать, экс-главный банкир, вероятно по традиции, начал и провел пресс-конференцию практически в одиночестве. Его преемники ограничились лишь редкими общими высказываниями, относительно сути своей будущей работы. Причем новоиспеченный И.О. главы Национального банка Сайденов, сообразно чиновничьему этикету, сказал, что ему рановато делать какие-либо программные заявления. Дескать, парламент страны еще не утвердил его кандидатуру на пост главного банкира. А его коллега по разделенному Нацбанку Болат Жамишев, пояснил народу, что имевшее до последнего времени аккумулирование всех финансово-надзорных функций в Национальном банке — вещь неоправданная, что далее подтвердил и экс-главный банкир.
Григорий Марченко пояснил, что деление Национального банка на две структуры, собственно банковскую и финансово-надзорную, обусловлено мировыми тенденциями. По его словам более, чем в 15 странах мира, включая Германию, Австралию, Великобританию и некоторые прибалтийские государства бывшего СССР, введено такое разграничение полномочий в финансовом секторе. Россия в это число пока не входит, однако Марченко заявил, что переход наших северных соседей в русло мировых веяний — не за горами.
Естественно, что был задан вопрос о дальнейших приоритетах Национального банка, что особенно немаловажно, в свете двух столь крупных кадровых и структурных изменений.
В ответ было заявлено, что Национальный банк страны будет придерживаться того же пути развития, которым следовал все последние годы. Будет продолжена политика плавающего курса тенге, однако Национальный банк по-прежнему оставляет за собой право на вмешательство, в случае чрезмерных спекуляций на валютном рынке. По словам Марченко, в минувшем году, особенно в первой его половине, Нацбанк активно вмешивался в валютные дела, что и привело к нынешней, стабильной, по мнению Марченко ситуации.
На пресс-конференции журналисты получили пресс-релизы, в который были подведены предварительные итоги ушедшего года. Впрочем, вся встреча была пронизана почти ностальгией по уходящему с поста главного банкира Григорию Александровичу. Сам же он заявил, что: «… я каждый год говорю, что прошедший год был лучше для финансовой системы нашей страны, Но, на самом деле — это правда. Каждый год».
Марченко заострил внимание на непрекращающейся, а в этом году почти повальной де-долларизации страны: «2003 год, я думаю, он запомнится таким вот коренным поворотом в сторону тенге от доллара». Григорий Александрович не удержался от оценки: «… ну что доллар, 13% годовое укрепление, понимаете? То есть это — слабая валюта».
Причиной де-долларизации страны, по мнению Марченко, является то, что мы с вами стали больше доверять решениям Нацбанка, и соответственно — национальной валюте.
«Я был в декабре в Египте, там египетский фунт девальвирует к доллару и их это очень беспокоит. У нас происходит укрепление и всех это тоже беспокоит. Поэтому — жизнь такая», — заявил Марченко.
По его словам, если взять за основу оценки 2003 финансовый год получится, что укрепление тенге к доллару, и ослабление национальной валюты по отношению к евро, российскому рублю и некоторым другим валютам, привело к тому, что «реальный курс тенге, к этой корзине валют, практически стабилен».
Марченко не смог обойти вниманием такое повседневное явление нашей жизни, как У.Е. Григорий Александрович заявил, что де-долларизация коснулась практически всех отраслей экономики. Те товары, цены на которые ранее обозначались в У.Е., сегодня постепенно перерассчитываются в национальную валюту. Такая же тенденция наблюдается и с банковскими вкладами населения, что радует экс-банкира: «С моей точки зрения, как финансиста, я сказал, что минимум 50%, лучше — больше, тут все зависит от степени доверия к национальной валюте, нужно держать в тенге. …а оставшиеся — делить: 20% — в долларах, 20% — в евро, и 10% ну, можно экзотические там, монгольский тугрик…».
Марченко призвал бойкотировать магазины и торговцев, продающих свои товары и услуги за У.Е. По его словам, сам он по магазинам ходит редко, и «Рынок он чем хорош? Что не нравится вам — не покупаете. Я не покупаю товары, которые выражены в У.Е. и все».
Не обошел экс-банкир своим вниманием и зеленщиков — продавцов овощей и фруктов. Марченко уверен, что «Если бы не было опережающего роста на овощи и фрукты, то у нас уровень инфляции был бы не 6,8%, а 5,8%».
Тут же досталось на орехи и ГСМ-торговцам, которые также как и зеленщики, по мнению финансиста, повинны в эскалации инфляционных процессов.
Марченко напомнил, что с момента его вступления в должность главного банкира страны в октябре 1999 года, когда совокупный золотовалютный запас страны составлял 1,1 млрд, долларов, то сегодня его размер оценивается в $8,6 млрд.
Кроме того, Марченко озвучил слова из пресс-релиза о том, что страна за минувший год значительно укрепила свои внешнеэкономические позиции. «Сальдо текущего счета за 9 месяцев 2003 года сложилось положительным и составило 508 млн. долларов…. За год чистые золотовалютные резервы Национального банка увеличились до 4 958,9 млрд. долларов».
Григория Александровича также спросили о том, каким ценным бумагам следует доверять свои деньги (ежели такие водятся) среднему казахстанцу. Новый и старый главные банкиры сошлись на том, что как раз об этом они недавно беседовали, и вскорости таковые ценные бумаги на рынке появятся. Да и сам фондовый рынок станет ближе людям. Кроме того, было уточнено, что (для удобства среднего класса) игру на фондовом рынке будут осуществлять инвестиционные фонды, которые и будут оперировать деньгами вкладчиков.
Примечательно, что в пресс-релизе появился новый для многих казахстанцев термин — «инфляционное таргетирование» (вероятно, от английского target — цель, мишень).
Если дословно, то «Согласно последним изменениям в Законе Республики Казахстан » О Национальном Банке РК», вступившем в силу с 1 января 2004 года, основной целью Национального банка является обеспечение стабильности цен на территории Республики Казахстан». Инфляционное же таргетирование есть не что иное, как принцип по «принятию параметров денежно-кредитной политики на ближайшие годы, с учетом прогноза их влияния на инфляцию…».
Если еще проще, то на ближайшие 3 года запланировано, что инфляция в среднегодовом выражении должна будет держаться следующих рамок: 4-6% в 2004 году, 3-5% в 2005-2006 годах.
Особое внимание на встрече было уделено пенсионным фондам, пенсиям вообще и тому, что государственный накопительный пенсионный фонд вскоре подвергнется приватизации. По словам Марченко, изначально ГНПФ создавался, как фонд «по умолчанию» и тогда в нем аккумулировались пенсионные вклады около 80% вкладчиков. Григорий Александрович считает, что сегодня надобность в таком фонде отпала ввиду того, что ГНПФ является держателем лишь 25% пенсионных вкладов, что само по себе указывает на то, что фонд «по умолчанию» стране больше не нужен. А, относительно управления пенсионными активами, Марченко заявил, что менеджеры таковых компаний неохотно переходят с валютных вложений к тенговым, что приводит к снижению прибыли. Однако, подчеркнул он, будущим пенсионерам беспокоиться не о чем. Государство дескать, держит руку на пульсе, и неграмотный менеджмент повлиять на размер будущих пенсий не может.
Кстати, на контроле всех финансовых операций, которые ранее были подотчетны Национальному банку и встала новая структура, отпочковавшаяся о т него же — Агентству по регулированию и надзору финансовых рынков и финансовых операций. Тут, как говорится, сошлись все нити — ценные бумаги, пенсионные активы, дензнаки и.т.д.
Марченко, в ответ на вопрос: «Не означает ли создание нового надзорного органа», что в стране вскоре ожесточится финансово-контрольная система?» заявил, что нет. При этом он привел, что за последние годы Национальным банком было принудительно закрыто лишь 3 банка второго уровня, и то — «по их собственной вине».
Относительно работы на своей новой должности Марченко заявил, что предполагает заниматься макроэкономикой, государственной жилищной программой, разработкой электронного правительства, финансовым сектором экономики и, в союзе с акиматом Алматы над превращением южной столицы в финансовую столицу Центральной Азии. Тут Григорий Александрович оговорился, что окончательное решения по кругу его новых должностных обязанностей, еще не принято.
Относительно же работы Национального банка без Марченко, Григорий Александрович заявил, что рассчитывает на место в правлении банка. Он поздравил своих преемников и пожелал им удачи: «в нелегкой, но нужной для страны работе».
«Председатели меняются, а Национальный банк, как институт, продолжает развиваться в том же направлении», — сказал Марченко.