Аналитик компании Esperio Нурбек Искаков рассказал, почему доллар и евро сравнялись, как это скажется на экономике Казахстана, и что это значит для рядовых жителей республики, передает Caravan.kz.
— Курс евро по отношению к американскому доллару отражает разницу в динамике монетарных и экономических параметров в США и еврозоне, — обозначил эксперт в начале. — На текущий момент Федеральная резервная система (ФРС) находится в фазе активного ужесточения денежно-кредитной политики, американский регулятор пытается снизить рекордно высокую инфляцию (8,6 % г/г в мае).
В то же самое время Европейский центральный банк (ЕЦБ) только входит в цикл ужесточения, готовясь к повышению ставки во второй половине июля. Образовавшийся дифференциал монетарных политик, где ФРС уже прошел большую часть пути повышения учетной ставки, а ЕЦБ только на него выходит, выступает драйвером укрепления американского доллара и снижения евро.
Кроме того, и экономика США, и экономика еврозоны двигаются к циклическому спаду. Но геополитический кризис в Украине ускорил деструктивные процессы в европейских экономиках, а на США оказал нейтральное воздействие. Так что и здесь образовался дифференциал в пользу доллара США, потому что скорость спада европейской экономики стала выше, чем в американской. Твердая валюта, депозиты и облигации: в чем казахстанцам лучше хранить деньги и не прогадать
В результате вчера, 12 июля, валютная пара EUR/USD ненадолго опускалась ниже курса 1,0000 (паритета). Безусловно, яркое событие, которое само по себе имеет низкое практическое значение.
— И почему так?
— Во-первых, потому, что это уже случилось, а достижение паритета не имеет высокой прогностической ценности. Значит, ориентироваться на это событие для покупки и продажи евро или доллара США контрпродуктивно.
А во-вторых, потому что торговые контракты в среднем заключаются на 6 месяцев, то есть паритет в паре EUR/USD начнет оказывать заметное влияние на бизнес, а затем и на потребителей лишь через 6 месяцев и то лишь при условии, что курс удержится вблизи текущих уровней.
— Скажите, есть ли уверенность в устойчивости паритета EUR/USD?
— Конечно нет, потому что динамичность происходящих событий велика настолько, что уже этой осенью монетарные и экономические дифференциалы США и еврозоны могут либо сильно сократиться, либо полностью исчезнуть.
— По вашему предположению, кинутся ли казахстанцы проводить валютные операции? И какие решения и действия, на ваш взгляд, будут наиболее оптимальны?
— В силу выше обозначенных нами моментов для рядовых граждан разумно сохранить пропорции валютной корзины сбережений неизменными или в крайнем случае обменять часть долларов США на евро. В остальном нет особого смысла платить комиссии и спреды за валютообменные операции из-за паритета EUR/USD. Во-первых, потому, что к концу 2022 года тенге и к доллару США, и к евро все равно вернется к уровням марта этого года – 500,0-510 и 540,0-560,0 соответственно. А во-вторых, потому что в большинстве случаев количество действий на валютном рынке обратно пропорционально объему полученной прибыли.
— Если же мы проведем параллель с паритетом евро и доллара в 2002 году, то какие точки соприкосновения в первую очередь можно выделить здесь и сейчас?
— Вряд ли будет правильным сравнение паритета EUR/USD 2022 года c паритетом 2002-го. Двадцать лет назад мировая экономика уже прошла кризис в Азии в 1997-1998 годах и сжатие «пузыря доткомов». Нефть была дешевой, мировая экономика – готова к росту, и дорогой доллар не мог стать ей помехой. Доллар за 500. За нынешним укреплением тенге последует его резкое ослабление – эксперт
Ситуация в 2022 году совершенно противоположная, потому что фондовые рынки по-прежнему находятся на заоблачно высоких уровнях, то есть «ковидный пузырь» еще не схлопнулся, нефть очень дорогая, выше $100,00 за баррель Brent. Позволить себе еще и дорогой доллар мировая экономика просто не в состоянии.
Поэтому паритет в 2002 году можно назвать позитивным, потому что после него был рост мировой экономики и ослабление доллара США. А вот паритет в 2022 году должен стать негативным, потому что ослабление доллара будет происходить на фоне спада в мировой экономике, — подытожил Нурбек Искаков.