Долгострой, достойный Гиннесса - Караван
  • $ 481.19
  • 538.45
+21 °C
Алматы
2024 Год
1 Октября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Долгострой, достойный Гиннесса

Долгострой, достойный Гиннесса

1 декабря открывается Алматинский метрополитен. Строительство затянулось настолько, что его начала не помнит целое поколение. Многие успели за это время родиться, выучиться в школе, отслужить в армии и поступить в университеты.

  • 1 Декабря 2011
  • 2270
Фото - Caravan.kz

В народе метро уже несколько лет называют «Алматинским фантомом», сообщает сайт 1tv.kz«>Первого канала «Евразия».

В 1978-м году составлен новый Генплан города Алматы. В нем появился метрополитен (у власти — Брежнев).

3 июня 1981 года Совмин Казахской ССР принимает решение «О неотложных мерах по подготовке к строительству метрополитена в городе Алма-Ате». Московский проектный институт «Метрогипротранс» разрабатывает технико-экономическое обоснование.
В базу «Метростроя» входит завод товарного бетона, база Управления производственно-технологической комплектации. Стоимость базы — 15 миллионов рублей.

Стоимость первой очереди метро от станции «Райымбек» до станции «Алатау» оценивается в 457 миллионов советских рублей (около 0,5 миллиарда долларов).

1988 год — начало строительства (эпоха Горбачева). При подготовке к строительству снесено 137 зданий и сооружений, в том числе 92 жилых дома.

1991 год — распад СССР. Президентом Казахстана становится Нурсултан Назарбаев.

1992 год — начало исследований: ученые и строители хотят снизить себестоимость метрополитена. Подписан контракт с австрийской фирмой «Бетон-унд-Моибрау» по внедрению новых технологий.

1993 год — пик финансирования метрополитена для 80-х и 90-х годов — вложено $25 840. В то же время изменения в экономике названы барьером для претворения в жизнь прошлогоднего контракта с австрийцами.

1994 год — ощущается «кризис 90-х», финансирование падает до 20% в год. Срок сдачи первой очереди отодвинут на неопределенное время.

1995 год — анализ показывает, что для окончания строительства нужно больше 100 миллиардов тенге. В качестве партнера для продолжения строительства выбрана канадская компания «SNC LAVALIN». У иностранцев возникают трудности с привлечением инвестиций.

1997 год — у государства многомесячный долг перед метростроевцами.

1999 год — строители за весь год проходят чуть больше 90 метров. Аким подписывает договор о намерениях с канадской компанией «Bombardier». Канадцы готовы вложить в строительство 694 миллиона долларов. Подписан договор о намерениях с немецкой компанией «Philipp Holzmann». Первую линию немцы обещают построить за три года. Но после посещения строительной площадки сворачивают свою деятельность.

2002 год — аким Алматы Храпунов говорит о необходимости поиска внешних инвесторов — в противном случае придется привлекать средства из госбюджета.

2003 год — президент Назарбаев подписывает указ о государственном финансировании строительства Алматинского метрополитена.

2005 год — финансирование берется под контроль главой государства.

2006 год — запущен новый, закупленный в Германии, туннелепроходческий комплекс. Он позволяет рыть туннель со скоростью 300 метров в месяц. Метрополитен планируется запустить в 2008 году. В туннеле гибнет рабочий — он попал под колеса «КамАЗа».

2008 год — аким Алматы Имангали Тасмагамбетов уточняет новый срок сдачи — к празднованию Наурыза — 22 марта 2009 года. Корейская фирма «Хендэ» выигрывает у россиян и канадцев два тендера на строительство эскалаторов и поставку подвижных составов. Новый инцидент: обвал грунта под перекрестком улиц Абая и Гагарина. Руководство «Алматыметрокурылыс» объясняет это намоканием грунта от арычной воды.

2009 год — арест главы «Алматыметрокурылыс» Мурата Укшебаева и руководителей дирекции строящегося метрополитена Рината Абугалиева и Амира Галиева. Им вменяется в вину нецелевое использование средств в размере 120 миллионов тенге. Доказать вину задержанных не удается и их отпускают.

2010 год — 14 июня презентуют корейские подвижные составы. Корпус подвижного состава сделан из нержавеющей стали, все «вагоны» объединены в единый «коридор», вместимость одного состава — 940 человек. Кроме того, в каждом отсеке — камеры наблюдения и кондиционеры. Бастуют строители на одной из станций — корейский подрядчик три месяца не платит им деньги.

При посещении метрополитена, Нурсултан Назарбаев объявил новую дату открытия — 16 декабря 2011 года.

2011 год — в ноябре определена цена проезда в «подземке» — 80 тенге. Льгот не будет. 1 декабря открытие первой очереди из семи станций: «Райымбек батыр», «Алатау», «Жибек жолы», «Алмалы», «Абая», «Байконур», «Драмтеатр им. Ауэзова». На строительство метро потрачено более 160 миллиардов тенге, основная часть средств освоена в 2004-2009 годах. Началось строительство второй очереди метрополитена.