По данным министерства здравоохранения РК, в республике на сегодня зарегистрировано более 7 тысяч лекарственных препаратов, и эта цифра будет расти из года в год. Мало того, что в цивилизованном мире регулярно разрабатываются и производятся новые средства, так еще параллельно идет поток фальсифицированных.
Уследить за ним безуспешно пытались всевозможные контролирующие органы на протяжении последних лет пяти. Если в советское время большой город спокойно обходился двумя десятками аптек, то сегодня только в Алматы их — около 1000. В южной столице зарегистрировано более 700 аптечных организаций, имеющих лицензию минздрава на занятие фармацевтической деятельностью, в том числе, с правом розничной торговли лекарственными средствами — 500.
Торгуют анальгином, димедролом и прочими потребными населению снадобьями и вовсе запросто: на улицах, на рынках. Эдакие лотки-передвижки.
Продавцы, конечно, лицензию вам не предъявят, зато будут горячо уверять: «Только вчера с фирмы получено». А что дешево — так «без накруток работаем». Погнавшиеся за дешевизной, граждане рискуют не только своим здоровьем, но иногда и жизнью. По мнению специалистов, «базарное» лекарство может обернуться настоящей отравой. К этому приводят нарушения условий хранения, несоблюдение срока годности и, самое главное, сомнительное происхождение. Врачи любой бригады «Скорой помощи» знают немало случаев, когда человек едва не «отбросил коньки» после приема некачественного препарата. Управления фармакологического контроля, призванные осуществлять от лица государства контроль за качеством лекарств, бессильны в борьбе с нелегальными торговцами. Обнаружив вопиющие нарушения правил хранения и реализации, они не могут даже конфисковать опасный «товар», не говоря уж о том, чтобы его уничтожить — не имеют на это права, отсутствует законодательная база. Нет ни в Уголовном, ни в Уголовно-процессуальном кодексах такой статьи, которая позволила бы наказать виновного, несущего, по сути, прямую угрозу здоровью и жизни людей. Решить вопрос о привлечении к ответственности самодеятельного «провизора» может только суд. Но какой суд у нас в стране примет к производству заведомо безнадежное дело — ведь нужны свидетели, многочисленные акты экспертиз… Единственное, на что имеет право комитет фармации — обнаружив нарушения, отозвать лицензию (у тех, у кого она есть) и наложить штраф. При огромных суммах, вращающихся в теневом лекарственном бизнесе, штраф это выглядит весьма символическим и вряд ли потрясет кого-либо из аспириновых дельцов.
Контрабандные лекарства продолжают широкой рекой вливаться на рынок страны. По данным казахстанской Ассоциации импортеров фармацевтической продукции, в некоторых регионах из общего объема продающихся лекарств почти 90 процентов поступают на прилавок контрабандным путем. Бороться с цепочкой нелегального ввоза лекарств нелегко. Ясно, что даже арест конечной ее «точки» — продавца — на процесс этот ни в коей степени не повлияет.
Нелегальный импорт процветает у нас во многих сферах. По мнению предпринимателей, сегодня государство просто-напросто не заинтересовано в борьбе с ним. Ведь необходимо разработать четкую стратегию, которая соблюдалась бы на всех уровнях — от таможни до аптеки. Необходимо объединить усилия разных ведомств — и правоохранительных органов, и медиков, и честных импортеров. Но пока все остается по-прежнему: нелегалы процветают, потребитель страдает. Если от просмотра пиратской копии видеофильма еще никто не умирал, то при циничности черного рынка лекарств человеку иногда и впрямь может быть «достаточно одной таблэтки».
А как рядом с контрабандистами чувствуют себя те, кто предпочитает играть по-честному, те, кого государство по идее должно лелеять, холить и всячески оберегать? Далеко не все гладко у них в деле поставки качественных лекарственных препаратов для казахстанцев. Допустим, некая западная фирма решила продать нам свои чудесные новинки. Она должна вначале зарегистрировать их. За регистрацию каждого наименования взимается три тысячи долларов. И если во многих странах процесс длится месяц, от силы два, то в Казахстане — полгода и дольше. На взгляд тех, кто действительно хочет с нами сотрудничать, это абсолютно ненормально. Еще одна проблема — таможня. Таможенникам без разницы — водка ль прибыла из-за границы, сигареты или лекарства, которые, может быть, срочно нужны для спасения чьей-то жизни. Ритуал один для всех — тщательный неторопливый поиск ошибок при оформлении документов и дальнейшая волокита. Каждый медикамент должен быть сертифицирован, и это, безусловно, правильно. Но именно длина и сложность цепочки порождают ее конечный результат — высокую цену препаратов. В принципе, это не выгодно ни поставщику, ни потребителю. Западный бизнесмен не может просчитать перспективу оборота (объем взяток и налогов растет с каждым днем), отечественная бабулька получает инфаркт у витрины с любимым валокордином.
Может быть, в таком случае для государства выгоднее стремиться к сокращению импорта и к привлечению инвестиций в развитие собственного производства? Ведь сегодня Казахстан в состоянии производить лишь около 5 процентов объема лекарств, необходимого населению. Но, по расчетам специалистов, создание отечественной фармацевтической промышленности невыгодно. Можно построить завод, который за неделю завалит народ желанными таблетками. А дальше что? Дальше нужно работать на импорт. При наличии на мировом рынке монстров с двухсотлетней репутацией все попытки представить дубль их продукции обречены на провал. Конкуренция требует качества и репутации. Перспектив развития собственного производства лекарственных препаратов у нас нет. Во-первых, никогда не будут изысканы базовые средства на какие-либо попытки, хотя бумажная государственная программа развития фармацевтической промышленности в республике (от 1996 года) и существует. Во-вторых, нет смысла — конкуренции не выдержать. К тому же немало людей заинтересовано в как можно более долгом существовании систем госзакупок, не всегда выгодных державе, но всегда выгодных лично. По мнению профессионалов, еще можно было бы подумать о расширении производства трав, биодобавок — словом, того, что пока еще дает наша природа. Синтез, которому посвящают годы исследований и труда огромные институты на Западе, нам недоступен.
В общем-то, в импорте нет ничего страшного — большинство развитых стран предпочитают часть лекарств покупать у известных мировых фирм.
Но невозможно представить, чтобы, к примеру, в Великобритании врачи стационаров продавали втридорога препараты, должные предоставляться больным бесплатно, и что государство в качестве меры пресечения ввело штемпель «бесплатно», который будет ставиться на каждой упаковке гарантированных лекарств. Такой бюрократически-чернильный метод борьбы с расхитителями и корыстными гиппократами могли придумать только мы. В сущности, это признание собственной беспомощности в контроле над движением фармацевтической продукции. Так же, как создание очередной структуры в почти безнадежном деле экспертиз.