Цели — благие, и должны, наверное, восприниматься гражданами с одобрениями. Сейчас ведь доходит до абсурда. Попробуй-ка поступи житель Кызылорды с нежданным аппендицитом в алматинскую больницу, например. Его отнесут к иногородним, и заставят платить за операцию. Потому что деньги, положенные на этого пациента в рамках обязательного государственного объема медуслуг, находятся в другом городе.
Но даже в границах одного мегаполиса нельзя обратиться в другую участковую поликлинику. Был, например, случай, когда взрослая дочь переселила к себе маму с безнадежным онкологическим диагнозом. Но когда она обратилась в местную клинику за помощью, ей ответили: везите мать к вашему участковому. А это на другом конце города…
Теперь, с введением новой системы, деньги будут «ходить» за пациентом. А он, в свою очередь, будет ходить к тем врачам, которым доверяет. Так, по мнению министра здравоохранения Жаксалыка Доскалиева, станет развиваться конкуренция в медицинской сфере. Поликлиники и больницы будут бороться за пациентов, улучшая качество медуслуг, а со временем к ним присоединятся и частные клиники, которые тоже могут участвовать в конкурсах на бюджетное финансирование гарантированного объема медицинского обслуживания.
Уже со следующего года государственные клиники получат авансирование на стационарное лечение. В медицинском ведомстве создаются комитеты по оплате медуслуг. Они будут направлять финансовые потоки и контролировать их использование. Провела больница операцию в рамках гарантированного объема медуслуг, высылает в комитет реестр, подтверждающий сей факт, и получает за эту операцию оплату.
Система не простая, есть у нее противники, но она, по крайней мере, обещает быть прозрачной, говорят ее инициаторы. К тому же это шаг к возможному внедрению страховой медицины. В связи с этим в республике начинается аккредитация лечебных учреждений, которые должны подтвердить, что они могут оказывать качественные услуги, соблюдают все требования по оснащению оборудованием, квалификации врачей и санитарно-гигиеническим нормам. Уже три государственных клиники прошли в Алматы этот процесс, а всего он предстоит девяноста медучреждениям.
Что касается свободного выбора пациентом врача, то об этой замечательной возможности говорят уже давно. Пожалуй, лет двадцать — начиная с того момента, как в республике заговорили о внедрении института семейных врачей. Недавно возможности такой системы снова подробно обсуждали в Алматы на Первом съезде семейных врачей республики. Этот форум состоялся спустя десять лет после организации Ассоциации семейных врачей республики. Его проведение поддержало Министерство здравоохранения и Алматинский государственный институт усовершенствования врачей, но надо признать, что в обществе до сих пор неоднозначное отношение к внедрению института врачей общей практики.
Противники рисуют страшные картины: представьте, что на прием к одному доктору будут приходить и мамы с новорожденными, и взрослые люди, и пожилые, а сам врач в одном лице будет представлять несколько специальностей. Таких специалистов, мол, у нас просто нет! Однако в Ассоциации семейных врачей уверены, что нужно перенимать опыт зарубежных стран, где такой смешанный прием давно стал нормой.
— Эта практика давно доказала свои преимущества. Две трети населения земного шара обслуживается у врачей общей практики, — говорит Дамиля Нугманова, президент Ассоциации семейных врачей Казахстана, профессор, заведующая кафедрой семейной медицины Алматинского государственного института усовершенствования врачей. — И нам нужно переходить к этой проверенной годами системе. Главная проблема в том, что это новая для нас специальность, и менталитет населения и врачей еще не готов принять ее.
При ее участии были организованы кафедры семейной медицины во всех медицинских вузах страны. На ее кафедре разработана программа резидентуры — постдипломного образования врачей общей практики. В республике действует 15 филиалов ассоциации, их деятельность проводится на гранты и средства местных акиматов. Ассоциация содействует укреплению первичной медико-санитарной помощи, обучает семейных врачей, гинекологов, педиатров ведению безопасного материнства.
Еще в 1989 году по приказу Министерства здравоохранения в Алматы была открыта первая поликлиника смешанного типа, внутри которой появились отделения врачей общей практики, и в отдельном здании — семейная врачебная амбулатория. После переобучения терапевты и педиатры перешли на смешанный прием. В начале девяностых годов первые СВА появились в Южно-Казахстанской области.
В последние годы Минздрав республики нередко приглашал иностранных специалистов вести обучение казахстанских преподавателей вузов. Более миллиарда тенге выделено дополнительно из республиканского бюджета на подготовку врачей общей практики.
Сейчас в республике семейными врачами работают около 2,5 тысячи медиков. Правда, это в основном врачи на селе, где из-за дефицита кадров они вынуждены вести смешанный прием. В городах семейными врачами работают только двести человек.
— Внедрение семейной медицины идет не совсем гладко, — говорит Дамиля Нугманова. — Одинаковая зарплата не способствует заинтересованности докторов в том, чтобы начать вести прием и детей, и взрослых, легче работать только с одним возрастом.
По мнению Дамили Нугмановой, фрагментация первичной медико-санитарной помощи по возрасту (детские и взрослые поликлиники), полу (женские консультации), отдельным болезням (различные диспансеры) приводят к потере клинической эффективности, информационным провалам, дублированию услуг и, таким образом, к потере общей картины состояния здоровья населения и применения медицинских услуг. А это, в свою очередь, влечет за собой неэффективное использование материальных и трудовых ресурсов, отсутствие преемственности в разных фрагментах медицинской помощи.
Одним из примеров организации семейной медицины стал город Жезгазган. Директор клиники «Тильман» этого города Виктор Тильман считается первым семейным врачом Казахстана.
— Развиваться семейным врачебным поликлиникам позволила система свободного выбора врача, — делится опытом Виктор Викторович. — Когда мы начинали, на нашей территории обслуживались десять тысяч человек, но со временем, после внедрения свободного выбора врача, это число увеличилось на восемь тысяч.
Доктор уверен, что если пациенты видят высококвалифицированного специалиста, то все сомнения относительно нововведения отпадают. Благодаря практике семейных врачей был заполнен, например, такой существенный пробел, как медицинское обслуживание девочек-подростков. Сейчас они нередко выпадают из поля зрения врачей, так как в детских поликлиниках их не принимают, а во взрослые они приходят уже с патологиями или беременностью. А врач общей практики продолжает следить за здоровьем таких девочек, при выявлении каких-то заболеваний направляет их к гинекологу.
Приводился положительный опыт и Карагандинской области, где в течение нескольких лет реализовывался проект по артериальной гипертензии. Благодаря постоянным обследованиям всех возрастных групп стало выявляться в десятки раз больше больных этим заболеванием, но уменьшилась госпитализация, так как своевременная диагностика позволяла вовремя начать необходимое лечение.
Уже доказано, что там, где работают врачи общей практики, заметно ниже показатели детской и материнской смертности, уменьшаются и другие заболевания. Но до массового внедрения такой системы еще далеко. По словам директора департамента образования, науки и кадровых ресурсов Министерства здравоохранения доктора медицинских наук профессора Нургуль Хамзиной, страна получит настоящих семейных врачей не раньше 2014 года. Все образовательные программы сейчас направлены именно на это.
— В 2012-2014 годах в рамках государственной программы реформирования здравоохранения будет оказывать медицинскую помощь около 80 процентов врачей общей практики, — сказала Нургуль Калиевна. — В это же время акцент со стационарного лечения должен сместиться на первичную медико-санитарную помощь. То есть большую роль будет иметь профилактика, раннее диагностирование и лечение, проводимые семейными врачами.
И вот теперь, с внедрением единой национальной системы здравоохранения, у врача общей практики, или семейного врача, появится больше мотивации. Именно он должен стать ключевым специалистом в первичном звене здравоохранения и просто любимым домашним доктором для многих казахстанцев.