Разговоры о повышении стоимости проезда в главном городе страны ведутся достаточно давно: бензин дорожает, зарплаты водителей растут, автобусы обновляются, а тариф на перевозки не менялся почти четыре года.
На этой неделе в столичном акимате прошли общественные слушания по достаточно болезненному для граждан вопросу.
– Мы не повышаем тариф, мы его дифференцируем, вводим разные формы платы за проезд на общественном транспорте, – как может пытается сгладить новость председатель правления ТОО “Астана LRT” Бекмырза ИГЕНБЕРДИЕВ.
Он уверяет, что фактические затраты на перевозку одного пассажира у автобусников – около 200 тенге, и сейчас разница идет в убыток автопарков.
Акимат вроде бы и не против субсидировать затраты частников, но ему нужна прозрачность, которой не добиться без участия пассажиров.
– На сегодняшний день у нас все автобусные парки находятся в убыточном состоянии. Тот тариф, который сейчас есть, и отсутствие субсидий не позволяют им дальше развиваться. Они экономят практически на всем. Флагманом нашего города является первый автобусный парк, в котором все водители и кондукторы в штате, платятся все налоги. Могу сказать, что у них накопились уже достаточно серьезные долги, как и у других автопарков. Поэтому если мы сейчас не решим вопрос с субсидиями для парков, то на зиму им будет очень сложно закупиться, – говорит он. Не нравится – не ездите на нас?
Уже с середины июля стоимость проезда по карте останется прежней – 90 тенге в обычном автобусе и 150 – в экспрессе, а вот любителям платить наличными придется отдавать 180 и 250 тенге соответственно.
Таким образом чиновники рассчитывают сделать сферу пассажирских перевозок в городе прозрачной. Электронная валидация четко показывает, какие маршруты востребованны, а какие – нет, сколько пассажиров обслуживает каждый автопарк ежедневно и соответственно какие убытки несет.
До конца года в ТОО “Астана LRT” будут анализировать ситуацию, а потом, возможно, выйдут с новым предложением о повышении тарифа. Уже и для держателей карт, и для всех остальных.
– Дифференцированная оплата позволяет нам провести аналитику и определиться с конкретными конечными субсидиями для автобусных парков. После этого мы будем понимать, какую часть возьмет на себя акимат и какой уровень тарифа должен быть установлен, – сразу предупредил Бекмырза Игенбердиев.
Вместе с тем рядовые астанинцы не понимают, почему они должны платить больше.
– Много нареканий на сервис: пассажиры недовольны грубостью кондукторов, большими интервалами движения на многих маршрутах, переполненными в часы пик автобусами, старыми машинами, в некоторых не работают кондиционеры. Пользователи утверждают, что через приложение Astrabus видно, что некоторые маршруты обслуживают всего три-четыре автобуса.
Частые нарекания на работу информационных табло на остановках – участились случаи некорректного отображения информации или оно вовсе не работает.
Пользователи считают, что при таком уровне сервиса повышение платы за проезд необоснованно, – высказал свое мнение член общественного совета Астаны Марат МУСТАФИН.
Однако другие члены совета решили поверить начальнику ТОО “Астана LRT”. Бекмырза Игенбердиев уверяет, что субсидирование станет той системой контроля качества, которой так не хватает городу.
Автобусников, сходящих с рейса, проезжающих остановки и так далее, будут штрафовать и лишать какой-то части субсидий.
На следующий день после общественных слушаний маслихат Астаны утвердил предложенный ТОО “Астана LRT” дифференцированный тариф.
АСТАНА