Добро пожаловать в Казахстан! - Караван
  • $ 479.05
  • 534.57
+25 °C
Алматы
2024 Год
21 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Добро пожаловать в Казахстан!

Добро пожаловать в Казахстан!

Именно это приветствие можно на трех языках (казахском, русском, английском) видеть, проезжая по дороге из аэропорта Алматы по направлению к центру города. Однако насколько гостям города на самом деле приветливым покажется это самое "Добро пожаловать"?

  • 18 Сентября 2006
  • 1631
Фото - Caravan.kz

Современная история Алматы началась в 1854 году со строительства Заилийской крепости в Алматинской области за рекой Или.
Алматы был столицей Казахстана с 1929 по 1997 год и сегодня остается финансовым, научным, культурным и транспортным центром.
1 июля 1998 года был принят Закон об особом статусе города, определяющий его как научный, культурный, исторический, финансовый и производственный центр республики.
В соответствии с Указом Президента РК от 10.02.2003 № 1019 принята «Программа развития города Алматы» на 2003-2010 годы, целью которой является формирование нового облика в соответствии с его особым статусом.
За особым статусом Алматы, сделавшим его финансовым центром и культурным, скрывается многое. В республику не только потянулись туристы, но и рабочая сила.
Присовокупить к этому экономический потенциал, рост ВВП, устойчивое развитие банковской системы и рейтинги стабильности, которые привлекают прямые иностранные вливания в экономику, а также иностранных инвесторов, которые открывают в республике свои представительства и активно налаживают деловые связи.
С развитием бизнес-сектора и сектора внутреннего туризма в городе активно идет обустройство сферы услуг, а именно гостиничного бизнеса.
Повальное открытие дорогих «постоялых дворов» в Алматы началось недавно, пару лет назад. Они размещались в бывших общежитиях, жилых домах, с красивыми вывесками и плохим сервисом. Так же по-разному они закрывались. Сейчас мы можем наблюдать только самых стойких.
Конечно же, наряду с теми гостиницами, которые, казалось, существовали всегда. Всем известный «Казахстан», не очень большая и сравнительно недорогая «Astanа Interhotel», и две подходящие для людей с солидным кошельком — «Rahat Palace» и «Ankara Regency».
Сейчас любой турист может найти нормальное по цене, а главное, по качеству сервиса жилье практически в любом районе города. Сервис разный и зависит от цены за номер, района, срока существования гостиницы.
Дело гостиничное
Гостиницы самого разного класса, обслуживания, ценового предложения строятся и тут и там. Только по обычному справочнику «Алматы. Наш город» их насчитывается около 71, плюс 9 отелей. Названия гостиниц самые разные, от чопорно-деловых до самых что ни на есть эксцентричных вроде Поле Чудес, Простоквашино (что хотели сказать этим владельцы гостиницы? Судя по мультику, в том самом Простоквашино был старый заброшенный дом, обросший паутиной, где хозяева обустраивали все сами), Караван-сарай, Felicita, Beis-club, и так далее.
Ценовое предложение отличается, как и количество/качество услуг. Зачастую его можно вычислить и по месторасположению гостиницы. Большинство недорогих «постоялых дворов» находятся по улице Сейфуллина в районе Мехпоселка и ближе к вокзалу Алматы-1, несколько также можно встретить по улице Гоголя и в районе вокзала Алматы-2.
Также есть предложения в жилых районах Аксай, по улице Жубанова, Саина, т.е. практически на окраинах города. Цены в таких гостиницах, как правило, колеблются от 3 до 6 тысяч тенге, иногда номера сдаются и по часам. Как правило, завтрак в эту стоимость не входит.
«Чем ближе к центру, тем дороже». Этот принцип действует и в Алматы. Зарекомендовавшие себя гостиницы еще с советских времен, находящиеся в районе Ленина-Абая, близ Площади Республики, вниз по проспекту Желтоксан и так далее предлагают номера от 100-200 у.е. за человека и выше в зависимости от категории выбранного номера.
Гостиницы сегодня уже не просто предлагают номера, а также бизнес-услуги. Алматы в последнее время стал центром саммитов, конференций и всяческих бизнес-мероприятий, поэтому сегодня многие гостиницы стараются предлагать не только стандартный набор услуг, но и рассчитывают занять свою нишу в сфере коммуникаций.
Многие из них позиционируют себя как потенциальные поставщики деловых услуг, подчеркивая в объявлениях: «Тихое место, идеально для проведения конференций и бизнес-семинаров».
Качество обслуживания — это то, что зачастую играет огромную роль и выделяет вашу гостиницу из числа ей подобных. Поэтому зависимость гостеприимности хозяев и количества приносимой прибыли — прямо пропорциональная. Если это дорогой бутик — перед вами будут выплясывать страстное танго. Если это гостиница больше чем в три звезды — то здесь и говорить не о чем. Хотя все познается в сравнении.
Многие частные владельцы, считающие развитие гостиницы своим маленьким делом, относятся к нему серьезно ради будущего процветания, учитывая промахи и победы. Они ценят каждое знакомство, каждого клиента. Западный опыт здесь очень помогает.
Главное его отличие от нашего — следование традициям создания и поддержания имиджа гостиницы, как бы ни шли дела у хозяина. Это радушие, с которым принимают и помогают клиентам любого ранга. Отношение к любому клиенту как к давнему знакомому или хорошему другу. Собственно это то, чем на Западе гордятся, не забывая показывать какие именно у них гостиницы чуть ли не в каждом фильме. Например, экранизация «Отеля» Артура Хейли.
Пока что в Казахстане до этого далеко, а когда близко — стоит солидных денег. Однако шаги в области управления качеством предпринимаются.
Малика Байкулова, часто останавливается в гостиницах города:
«Так получилось, что я живу не в Казахстане. Но бываю часто, у меня здесь все друзья. Когда приезжаю, останавливаюсь в гостинице. Раньше хотела сэкономить, выбирая недорогие. Убеждала себя: все равно в гостинице я только сплю. Однако когда приходишь в номер, а в ванной комнате все так же, как и было вчера, не очень- то приятно. И народ останавливается разный, вдруг украдут из номера что-нибудь, потом и концов не найдешь. Так что, перепробовав несколько разных маленьких гостиниц, я все-таки решила — на этом экономить нельзя. Может со временем, когда у нас более или менее станут понимать, что такое «постоянный клиент» и будут за него бороться».
Виктор Гор, специалист гостиничного дела:
«Надо отметить повышение профессионального уровня. Думаю, одна из причин — рост конкуренции. Для привлечения клиентов уже недостаточно сделать интересный интерьер. Количество людей, имеющих возможность посещать отели, растет, и растет емкость этого рынка. Больше возможностей — больше желающих откусить от вкусного «гостиничного» пирога. Поэтому нужно суметь создать заведению определенную репутацию, стабильное качество обслуживания, чтобы число постоянных посетителей динамично росло.
Руководители гостиниц относятся к такой перемене сервиса 50/50. В крупных гостиницах с иностранным менеджментом, проблем не возникает. Сложнее работать с гостиницами среднего класса. Но, думаю, это дело времени. Успех зависит от тщательно продуманных мелочей. Например, ежедневно должна происходить замена текстиля, полная замена средств индивидуальной косметики. Общепринятая мировая норма на 50-60 мест — на один номер берется три комплекта текстиля, косметики и так далее. У нас — расчет только на один комплект. Получается, в ванной можно увидеть пузырек с шампунем явно не первой свежести. Экономить на сервисе ни в коем случае нельзя. Надо приложить все усилия, чтобы у клиента возникло желание вернуться».

Гостиничный бизнес — это своего рода творчество. Помните, горничную в исполнении Джениффер Лопес из фильма «Госпожа горничная»? Ей нравилась работа, люди. Одной постоялице она даже веточку любимых цветов на подушку положила. Это уровень, воспитание, образование, отношение к любимой работе. А не как в советские времена: официанты и горничные — рабочие третьего сорта.
Сейчас чтобы стать таким «рабочим», едут учиться в Швейцарскую школу отельного менеджмента (SHMS). Получают полноценное образование: усиленно изучают менеджмент, правила подачи блюд и сервировки, работу в номерах, на reception, бухучет, менеджмент высокого класса, языки — английский, французский, немецкий.
Нелегкий труд, да и обучение стоит недешево. И все потому, что сфера обслуживания — самая востребованная часть бизнеса на планете. Гай Питерс, представитель школы, считает: «Мы делаем это потому, что любим людей». Чем не девиз? Чем не стратегия успешного ведения бизнеса?
Что сможет заставить держателей гостиниц относиться к своему бизнесу серьезно и ценить клиента? Быть может, жесткие законы рынка и конкуренция? Уже сегодня таковую гостиницам составляет рынок жилья, растущий семимильными шагами.
По данным информационного агентства Kazakhstan Today, за первое полугодие 2005 года на территории Алматы введено в эксплуатацию 2084 квартиры общей площадью 257 тысяч кв. метров, что на 33,1% больше по сравнению с аналогичным периодом 2004 года. За январь-июнь 2005 года на жилищное строительство было использовано 14633 млн. тенге инвестиций (13,5% от общего объёма вложений в основной капитал).
Не секрет, что многие состоятельные казахстанцы считают вложение денег в недвижимость наиболее перспективным. Купленные в ипотеку или за наличный расчет квартиры в большинстве своем отделываются по западным стандартам и сдаются за суммы с тремя нулями иностранцам, постоянно живущим в Алматы.
Кроме того, множество бизнесменов, курсирующих по долгу службы между Астаной-Актау-Атырау-Алматой, предпочитают снимать квартиры посуточно у проверенных хозяев, предварительно сделав звонок и известив о прибытии.
В среднем такое пребывание обходится дешевле, чем гостиничная остановка, да и чувствуешь себя как дома. Сдающие посуточно внаем квартиры люди знают предпочтения своих клиентов и делают все, чтобы удержать их у себя. Они давно смекнули, что человечное отношение к клиенту измеряется постоянством и солидным гонораром на долгосрочной основе.
Итог: такова ситуация на гостиничном рынке южной столицы, где игроков с каждым днем становится больше, а качество сервиса оставляет желать лучшего.
Гостиницы отвоевывают сферу предоставления бизнес-услуг, а владельцы частного жилья — их клиентов. Приведет ли эта тенденция к улучшению качества — покажет время.
На данный момент ясно одно: цены растут вместе с ассортиментом и количеством игроков, качество оставляет желать лучшего, а личный фактор преобладает.
И поэтому советуем: остановившись один раз в кем-то проверенном и вам самому понравившемся месте, не спешите выбрасывать телефон.