Пока у лидеров стран есть время согласовать свои действия по противодействию спаду производства и доходов бюджета. От успешности решения экономических проблем будет зависеть и решение одного из главных политических вопросов: вступит ли Украина в ЕврАзЭС и Таможенный союз?
ТС пригласил все страны СНГ присоединиться к союзу. Киргизия такое приглашение уже приняла. На очереди Таджикистан. Но с большим интересом в Москве и Астане ждут решения Киева.
Дело в том, что эффект от международных экономических объединений возможен, если они объединяют страны с населением минимум в 200 миллионов человек. Сегодня в России, Казахстане и Беларуси проживают 168 млн. человек. После присоединения Киргизии и Таджикистана рынок вырастет до 182 млн. Этого мало.
А вот в случае присоединения Киева (это плюс еще 45,6 млн. человек) общий рынок ТС как раз перевалит за 200 миллионов человек.
Завлекая Киев, премьер-министр России Владимир Путин заявил, что готов подпустить украинских производителей к российским госзакупкам. Он также подтвердил готовность впустить в систему госзакупок казахстанских и белорусских производителей. А это миллиардные суммы!
Но Киев пока упорно смотрит на Европейский союз, планируя до конца года подписать соглашение с ЕС о зоне свободной торговли. Для мощной промышленности Украины с ее дешевой рабочей силой сближение с Европой более выгодно. В будущем. Выгоду же от вступления в ТС страна получит меньшую, но сразу.
Правда, она будет во многом подчиняться уже Москве, чья экономика доминирует в СНГ – а это не всем в Украине понравится. Однако и Европа пока держит Украину на расстоянии.
Впрочем, если страны ТС смогут выстоять во время предстоящего кризиса, то лидеры Украины будут вынуждены поднять вопрос о присоединении к ТС.