Вместе с тем ни один россиянин не рискнул назвать свой достаток очень хорошим, и только каждый десятый согласился с тем, что он неплох.
Самую позитивную оценку экономического положения своей страны дают в Узбекистане — каждый второй респондент полагает, что оно хорошее или очень хорошее.
При этом уровень безработицы там — самый высокий среди стран СНГ. В России доля таких граждан значительно ниже — 7 процентов. Большая часть опрошенных россиян считают экономику страны средней (46 процентов) или плохой (43 процента).
По количеству оптимистов также лидирует Узбекистан — 69 процентов опрошенных уверены, что через год ситуация изменится к лучшему. В России положительные перемены прогнозирует только каждый пятый.
В целом уровень удовлетворенности жизнью наиболее высок в Узбекистане (89 процентов). По мнению экспертов, это вполне объяснимо — по росту ВВП (8,2 процента с начала года) эта страна обогнала даже Китай. Между тем в России своей жизнью довольны только 47 процентов опрошенных.
Официальная пропаганда и менталитет узбекского населения — это две составляющие, которые оказывают самое сильное влияние на состояние и самооценку узбекского населения.
Первая в течение почти 20 лет внушает населению мысль о том, что самым большим достижением страны является мир и спокойствие. В свою очередь, ментальность коренного населения, при его доминирующем положении в обществе, проникает в сознание представителей других национальностей. Поэтому в результате получается универсальное общество, терпимое к власти.
Вполне возможно, что одно вытекает из другого. Ментальность позволяет стране быть внешне благополучной, изолирует общество от влияния извне, и стала своего рода стержнем, на который опираются власти, чтобы удержать население в повиновении.
Пропаганда проникает во все уголки сознания
Конечно, в такой стране, каким является Узбекистан, говорить о свободе слова и гражданских правах просто глупо. Это жестко централизованная страна, где все решения принимаются в Ташкенте, а местные администрации выполняют лишь вспомогательную роль.
Централизация проникла во все без исключения. Средства массовой информации воспринимаются властями лишь как инструмент влияния на общественное мнение. Общественное мнение, в свою очередь, как нечто цельное и организованное, практически отсутствует. Значит, властям приходится иметь дело со звеньями ею же созданной вертикали, функция которых обеспечивать общественную публичную поддержку любых инициатив властей.
Поэтому общественное мнение можно охарактеризовать как сумму мнений разрозненных групп людей, объединенных в так называемые «махалли». В каждой махалле создан сход граждан, которым руководит аксакал. Последний и есть представитель властей на самом низком уровне. Он и следит за тем, чтобы общественное мнение ни в коем случае не отличалось от мнения властей на ту или иную проблему.
В информационном поле работают официальные СМИ, получающие финансовую подпитку в двух формах: за счет прямых вливаний из бюджета, если издание республиканское и имеет широкую аудиторию, или за счет содействия властей подписной кампании. Так как центральные власти поддерживают центральные издания, местные власти, каждый на своем уровне, считают своим долгом поддерживать местные СМИ. В то же время небольшое количество так называемых «независимых» изданий представляют собой СМИ, лишь по форме не зависящие от властей. На самом же деле, они ведут ту же официальную пропаганду, но в более корректных и скрытых формах.
Официальная пропаганда пытается донести до населения две основные мысли.
Первая связана с непреходящим значением мира и спокойствия в стране. Эти факторы являются наиболее существенными для того, чтобы обеспечить стабильное экономическое развитие Узбекистана. Все, кто этому мешает: радикальные исламисты вне и внутри страны, контрпропаганда соседних государств, именуются дестабилизирующими элементами.
Власти используют эту идею и для поднятия имиджа страны за пределами Узбекистана. Согласно официальной пропаганде, Узбекистан есть буферная зона, прикрывающая весь остальной мир от радикального ислама и наркотиков, которых в государствах Южной Азии полным полно. Эта особая роль страны преподносится как благодеяние Узбекистана всему остальному миру, который, судя по всему, должен быть благодарен узбекским властям до скончания века.
Вторая мысль связана с исключительной ролью в обществе президента. Он преподносится чуть ли не как отец народов, населяющих Узбекистан, который днем и ночью думает о благосостоянии людей и повышении уровня жизни населения. Такая идея, разумеется, предполагает наличие вокруг президента людей, которые не доносят до главы государства правду, злоупотребляют служебным положением, преследуют корыстные интересы. Поэтому время от времени чиновников различного ранга ловят на коррупции и других правонарушениях, и аккуратно сажают в тюрьмы. Причем, как правило, сажают «стрелочников».
Это создает имидж президента, который никогда, нигде и ни в чем не ошибается. А вся беда именно от чиновников, которые ошибаются, иногда, сознательно.
С другой стороны, коренное население полагает, что пока существует безгрешный человек, всегда есть надежда на лучшее. Со стороны безграничная вера в «доброго царя» может показаться наивной, однако многие представители коренного населения вполне искренни в своем заблуждении.
Менталитет не обманешь
Узбеки — очень трудолюбивая нация. Сельчане, к примеру, встают в 5-6 утра, и отправляются на поля, чтобы ухаживать за растениями. Домой они возвращаются с закатом. Получить хороший урожай — гарантия выживания семьи в нынешних условиях.
Горожане, особенно те, кто торгует на базарах, тоже встают спозаранку, как правило, в 3-4 утра. Нужно закупить оптом сельхозпродукцию у фермеров, потом успеть расставить все по полочкам, красиво, чтобы покупатели получали от ровных рядков фруктов и овощей также и эстетическое наслаждение. Дорога от визуального наслаждения к реальной покупке короткая. Базары закрываются к 10-11 вечера, многое зависит от того, насколько лояльны к торговцам администрации базаров.
Последние имеют почти безграничную власть над торговцами. Вместе с ними в сговоре работают милиционеры, закрепленные за базаром, санитарные врачи и налоговики. О степени приспособляемости узбеков говорит следующий факт: даже, несмотря на поборы на базарах, торговцы получают прибыль.
Вместе с тем о размере поборов, доходящих до 800 сумов с каждой заработанной 1000 сумов, свидетельствует очевидный факт. Цены в кафе и ресторанах Ташкента, вне зависимости от темпов инфляции, вполне даже приемлемые. К примеру, отобедать вдвоем со спиртным в неплохом кафе можно на сумму 20-25 долларов США.
Это говорит о высоких поборах на базарах, ибо цены на продукты питания, за исключением фруктов и овощей, на уровне московских. Так как государство давно «прессингует» торговцев, последние привыкли к такому обращению, и потому за счастье считают день, когда к ним не придираются. То же самое касается материальных запросов: если вечером после изнуряющего летнего дня на открытом воздухе ему остается хотя бы половина заработанного, торговец считает себя счастливым.
Такой узбекский минимализм мало кому понятен. К примеру, узбекские трудовые мигранты за пределами Узбекистана могут ежемесячно тратить на питание и одежду 100 долларов США. При этом речь идет не о задворках России или Казахстана, а конкретно о Москве и Алматы, где жизнь дорогая, и на эту сумму можно жить впроголодь.
Как все понимать
Конечно, всем интересно узнать, почему половина опрошенных жителей Узбекистана довольны состоянием отечественной экономики.
Во-первых, долгие годы жесткого контроля над общественным сознанием сделали жителей страны весьма осторожными. Они не выносят сор из избы, и предпочитают оставаться в стороне от событий, которые могут иметь политические последствия.
Во-вторых, население, заметив решительность властей в борьбе с инакомыслием, попросту отдало политику как поле, где могут говорить лишь представители государства. Оно предпочитает работать тихо-мирно, без лишних проблем.
В-третьих, узбеки никогда не были транжирами, и поэтому благополучие в семье они считают даром небес. Лишнего им не надо, но и своего они постараются не отдать. Другое дело, когда есть перспектива столкнуться лбами с государством: как правило, узбеки пасуют, и считают споры с госорганами лишней тратой времени и сил. Государство всегда право: этот закон в сознании узбеков всегда срабатывает на 100 процентов.
Почему 69 процентов жителей Узбекистана считает, что через год ситуация в экономике улучшится? Кому-то в СНГ это может показаться идиотизмом, но веры узбеков в завтрашний день ничем не вытравить. Если кому-то кажется, что она зиждется на чем-то реальном и осязаемом, тот сильно ошибается. Это в большей мере абсолютная вера в лучшее завтра. Поэтому горожане стараются во что бы то ни стало дать своим отпрыскам высшее образование. Поэтому такие очереди на призывных пунктах, ибо только через узбекскую армию можно попасть в силовые структуры, таможню и государственные органы.
Вера коренного населения в завтрашний день — это вера в собственных детей. Когда-нибудь один из них займет государственную должность, или станет высоким чином в таможне, налоговой службе или милиции, и тогда семье станет хорошо.
Почему 89 процентов опрошенных жителей Узбекистана удовлетворены собственной жизнью? Причины таких результатов могут быть разные. Если государство несколько ослабило давление на бизнес — это уже повод быть удовлетворенными жизнью. Если девочки вышли замуж, а сын женился, и невестка пришла в дом — это еще больший повод считать жизнь удавшейся.
Сельские жители верят, что справедливый президент когда-нибудь разгонит коррумпированную бюрократию и даст Узбекистану счастье. Горожане тешат себя надеждой, что следующий год станет лучше, чем предыдущий. И все это может длиться десятилетиями…
Рисунок с сайта http://www.gq.ru