Дни и ночи Китая - Караван
  • $ 498.55
  • 524.28
-4 °C
Алматы
2024 Год
27 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Дни и ночи Китая

Дни и ночи Китая

Окончание, начало см.здесь.

  • 15 Мая 2008
  • 1455
Фото - Caravan.kz

Итак, китайское «экономическое чудо» — свершившийся факт. Но, как у каждого жизненного явления, у него есть и другая, менее помпезная сторона.
КНР, участвуя в мировом разделении труда и конкурентной борьбе за рынки, не может бесконечно эксплуатировать свое главное преимущество — дешевую рабочую силу.
Она вынуждена идти и по пути технологической модернизации промышленности, что сразу же ставит ребром вопрос: чем занять высвобождающееся при этом население? Безработица — одна из огромных проблем Китая уже сегодня.
В городах безработных уже 30 миллионов человек, а в деревне — около 200 миллионов. По оценкам самих китайских экономистов при сегодняшнем высоком росте ВВП (8-9 процентов в год) ежегодно создаются 10 миллионов рабочих мест, но и это вдвое меньше требуемого. Кроме того, меняется и структура занятости: старые, наиболее трудоемкие отрасли, включая миллионы кустарных предприятий, в которых сегодня занято большинство трудового населения, подошли к пределу роста — прежде всего из-за низкого качества своей продукции. Даже дешевизна выпускаемых ими товаров сегодня перестала стимулировать спрос, и они впрямую сталкиваются с проблемой сбыта. Китайские власти уже объявили о реформе госпредприятий, чтобы повысить их эффективность, а этот процесс обязательно высвободит огромное число трудоспособных людей. Проблема безработицы может стать еще более острой.
Другое проявление ущербности китайской экономической модели — чрезвычайное, огромное социальное расслоение населения и низкий уровень социальной защиты большинства китайцев. Несмотря на появление в Китае сотен тысяч официальных и неофициальных миллионеров, средний уровень дохода в городах достигает около 12 тысяч юаней (1,5 тысячи долларов в год). И к тому же эти чуть более 100 долларов в месяц могут зарабатывать не более 20 процентов населения страны.
В деревнях, где проживает около 60 процентов населения страны (750 миллионов человек), этот доход составляет 450 долларов в год. По методикам, используемых при расчете уровня бедности международными организациями ООН, уровень нищеты начинается там, где человек живет на доходы не выше одного доллара в день. Но по данным китайской статистики, в стране насчитывается всего около 70 миллионов людей, живущих ниже уровня бедности. Как такое может быть? А дело в методике оценок. Бедными в Китае считаются люди с годовым (!) доходом в 85 долларов. Так что получается, что если вы зарабатываете в Китае более 10 долларов в месяц — вы еще не бедный человек…
Система социального обеспечения, включающая пенсии, в современном европейском понимании этого слова, в Китае просто не существует для громадного большинства населения. Пенсии и социальное страхование существуют практически исключительно для городских жителей. Эти функции возложены на предприятия и поэтому здесь также наблюдается огромное расслоение: на лучших предприятиях работники получают высокую зарплату и социальные льготы, на низкодоходных — минимальную социальную помощь и крайне низкую зарплату.
Один бизнесмен, сотрудничающий с китайскими предприятиями, рассказал о своем пребывании в китайской деревне. Общий вывод из сделанных впечатлений — нищета.
— Электричество включают на несколько часов в день, а есть деревни, где его вообще нет. Обычная пища — рис, лапша, немного овощей и соевый соус. Если попадется в миске кусок курицы или свинины — это уже хорошо…. Дома слеплены на живую нитку. О канализации, водопроводе во многих местах и не слышали, я сам видел, как люди облегчаются за домом или на обочине дороги… Обстановка в домах очень бедная, но имеющаяся мебель начищена до блеска. Контраст между жизнью в китайских городах и в деревне просто убийственный… Кажется, что ты попадаешь из мира небоскребов, многолюдных улиц, неоновых реклам на триста, а то и на пятьсот лет назад! И все-таки, несмотря на бедность, китайские крестьяне, наверное, самые гостеприимные люди на свете — для гостя готовы сделать все, зарезать последнюю курицу, пусть даже потом вся семья месяц будет сидеть на одном рисе.
Проблемы села усугубляются постоянным снижением площадей сельскохозяйственных земель. Их и так в Китае слишком мало для такого огромного населения — чуть больше 0,07 гектара на человека, при том, что по стандартам ООН размер в 0,05 гектара считается критическим. Обеспеченность пахотными землями в Китае составляет менее 40 процентов общемирового уровня, лесами — менее 14 процентов. Уже сейчас КНР испытывает определенные сложности с продовольствием, которые еще обострились в связи с мировым ростом цен на продукты питания. Непобедимой остается и коррупция, о которой уже много лет говорится с самых высоких официальных трибун. Взяточников беспощадно ловят, сажают в тюрьмы, даже расстреливают — но ситуация лучше не становится.
Возвращение на землю
Положение китайской деревни очень тяжелое, что находит свое выражение в росте социального протеста. По официальным китайским данным в 1994 году в Китае было 10 тысяч акций протеста, а в 2005 году их число увеличилось до 87 тысяч. В них участвовали около пяти миллионов человек. И это в Китае, где так сильны конфуцианские традиции терпения и почитания власти, подкрепленные мощными государственными и партийными структурами! Значит, терпеть больше просто нет сил.
Беспрецедентный экономический рост Китая поддерживается непрерывным притоком в эту страну ресурсов из других стран. И поток этот только нарастает, поскольку переход к настоящей инновационной, сберегающей модели экономики идет очень трудно. Расточительность ресурсов — обратная сторона китайского экономического роста. По данным российского Института политического и военного анализа, Китай сегодня производит чуть более 4 процентов мирового ВВП, но потребляет 7,4 процента мирового потребления нефти, 31 процент угля, 30 процентов железной руды, 37 процентов стального проката, 40 процентов цемента, 25 процентов алюминия.
Неудивительно поэтому, что Китай идет на все, чтобы обеспечить себя ресурсами из-за рубежа, прежде всего — энергетическими. И Казахстан в этом плане играет не последнюю роль. Китайцы пошли на строительство нефтепровода из Казахстана в свои северные провинции, несмотря на весьма существенные затраты — потому что само наличие дополнительной нефти сегодня важнее всего.
Уже с 1995 года Китай стал чистым импортером нефти, причем рост импорта идет стремительными темпами. В 2000 году он импортировал 97,5 млн. тонн нефти, а через пять лет — уже 126,8 млн. тонн. По потреблению нефти Китай вышел на второе место в мире после США, при том, что в 21 из 31 региона страны есть дефицит энергомощностей и введены ограничения на потребление электроэнергии. Увеличивающиеся цены на нефть на мировых биржах обостряют проблему для страны до самых крайних пределов.
Один казахстанский бизнесмен как-то сказал, что Китай напоминает ему мощную космическую ракету, которая на столбе огня, в грохоте и славе непреклонно поднимается вверх… Сравнение можно принять, если добавить, что ракета эта своим огненным «хвостом», по-видимому, сжигает за собой все живое, все, что провожало ее на земле… И это не метафора: треть территории страны находится под воздействием кислотных дождей. Деградируют 90 процентов естественных степей. Загрязнено около 80 процентов всех водоемов, бассейны трех главных рек, где живет более половины населения страны, утратили способность к естественной регенерации. А «ракета» не может остановиться, она должна лететь — иначе может случиться катастрофа мирового масштаба. Над этой задачей ломают головы лучшие умы и китайского руководства, и мировых экономических центров. Но решения проблемы пока никто не предложил…
Китай сегодня бьется в цепях порочных кругов, которые с неизбежностью возникают при переходе от традиционного патриархального сельского типа экономики к современным ее формам. Этот путь проходили многие страны, но в Китае все осложняется огромными масштабами. Решая одну проблему — неизбежно углубляют другую. Стремление обеспечить занятость ведет к непосильным нагрузкам на природную среду; урбанизация высвобождает миллионы рабочих рук, которым нужно дать работу; планомерное сокращение рождаемости привело через десятилетия к появлению десятков миллионов стариков, которых некому содержать и кормить.
Китайская ракета с ревом набирает высоту, но весь мир с замиранием сердца следит за тем, куда и как она приземлится…

Фото с сайта http://www.n-china.ru