Судьба распорядилась иначе
Багаев родился в 1884 году в деревне Туманы Вятской губернии. Отец, Поликарп Багаев, работал матросом на пароходах Северной Двины. Тяжелый труд подорвал здоровье, и он умер, когда мальчику было всего семь лет. Как рассказал “КАРАВАНУ” заведующий Домом-музеем Багаева Талгат АДАМОВ, юному Диме было уготовано стать таким же, как и все мужчины из его деревни, – уйти на заработки в матросы. Но судьба распорядилась иначе, на всю жизнь связав его с Павлодаром:
– Багаев приехал в наш город 15-летним пареньком, да так и остался, посвятив свою жизнь фотографии и службе людям.
В Павлодаре жил родной дядя Дмитрия – Назар. Он был конюшим у известного купца Артемия ДЕРОВА. После смерти брата Поликарпа помогал его семье, посылал им деньги. Однажды на Масленицу он повез купчиху Дерову на гулянье в санях:
– Лошади, испугавшись шума, понесли, сани перевернулись. Купчиха упала в сугроб, а Назара взбесившиеся кони протащили под санями целый квартал, так как он не смог освободиться от вожжей, накрученных на кулаки.
Назар Багаев так и не смог оправиться от тяжелых увечий. Перед смертью попросил хозяина выписать в Павлодар племянника Диму, чтобы теперь он стал кормильцем для его родных. Юноша работал рассыльным в горнопромышленном обществе Дерова, затем – писарем. В 1899 году впервые увидел у одного из приказчиков фотоаппарат с выдвижным пластинчатым объективом в виде гармошки, считавшимся тогда чуть ли не чудом. Дмитрий Багаев с детства мечтал быть художником, но стал фотографом. Он загорелся желанием овладеть фотоделом и упросил приказчика дать ему уроки.
Бесценные свидетельства истории
В 1903 году Багаев написал письмо известным в Западной Сибири фотографам – братьям Коркиным, приложив к посланию свои фотографии. Вскоре его пригласили на обучение в Омск, где он два года на правах подмастерья трудился в фотомастерской:
– Профессионализм молодого мастера стал настолько высок, что ретушеры не могли отличить работу ученика от работы учителя.
В 1905-м Багаев открыл в Павлодаре свой первый фотосалон. Поначалу арендовал дом, а позже выкупил его за 500 рублей. Жизнь простого люда Дмитрий отражал во время поездок по аулам Павлодарского Прииртышья. Талгат Адамов отмечает, что еще в начале своей деятельности Багаев определил главную задачу: “Фотография – не пустая забава, фотография – это наука, искусство, свидетельство времени” (цитата его из дневников).
Впрочем, это были не только фотографии. Дмитрий Поликарпович занимался научно-исследовательской работой. Будучи членом-корреспондентом Западно-Сибирского отделения Русского географического общества, он побывал почти во всех уголках края. Коллекцию “Жизнь и быт казахского народа начала ХХ века” Талгат Адамов оценивает как бесценное свидетельство истории:
– Он отразил реалии повседневной жизни казахов – душу, обычаи, бескрайние степи и живописную природу. В его фотографиях не только история, но и объективная оценка времени. Дмитрий Поликарпович – уникальнейший человек.
Фотоработы Багаева “По этапу”, “Женщина у очага”, “Меновое поле”, “Кочуют”, “Думы матери у колыбели”, “Алтыбакан” называют наследием мировой фотографии, считает собеседник “КАРАВАНА”.
Главный летописец
В его снимках отражены все исторически значимые события в Павлодарском Прииртышье – революция, голод, коллективизация, Великая Отечественная война, целинная эпопея:
– Ему одинаково хорошо удавались портреты, пейзажи, сюжетные снимки о быте народа и событийные репортажные фотосъемки.
Директор Дома-музея подчеркивает, что Багаев активно участвовал в политической жизни города, вступил в социал-демократический кружок. Талгат Адамов показывает на снимок “По этапу” 1907 года – колонну заключенных ведет конвой с винтовками на окраине Павлодара:
– Багаев рисковал свободой, следуя за колонной и украдкой пряча под тулупом фотоаппарат. Впоследствии вместе с фотографиями “Рабочий казах из Экибастуза”, “Женщины-крестьянки” этот снимок обошел весь мир в журнале “Советский Союз” на русском и английском языках.
Дом-музей Багаева открыт в начале 2001 года. Он жил и работал здесь с 1905 по 1958 год. У него было шестеро детей, супруга Марина рано ушла из жизни во время эпидемии тифа, когда младшему ребенку было всего два года. В доме, признанном памятником истории и архитектуры, – три экспозиционных зала и фотопавильон, где делались портреты для семейных альбомов, ныне представляющие историческую ценность. По большому счету, Багаев – главный летописец жизни области первой половины XX века. В 1942 году он основал и возглавил историко-краеведческий музей. Руководил им до самой кончины – до 1958 года.
Павлодар