По его словам, содержание образования в Казахстане и управление системой образования нуждаются в реформировании. Одной из проблем существующей системы образования Казахстана, по мнению авторов отчета, является обеспечение равенства доступа к образованию. Всеобщий охват детей качественным образованием вне зависимости от того, проживают ли они в городе или селе, становится ключевым инструментом в обеспечении государством равных стартовых возможностей для получения высшего образования.
Согласно зарубежным исследованиям, для постиндустриального общества необходимо, чтобы не менее 30% взрослого населения имело высшее образование. По мнению Е. Сулейменова, существующая в Казахстане система пока не способна удовлетворить образовательные потребности в таких объемах. Одной из причин данной ситуации авторы отчета считают неравномерность концентрации учебных заведений по регионам республики. Из 180 высших учебных заведений 69 расположены в Алматы, 19 — в Южно-Казахстанской области, 15 — в Карагандинской области.
Согласно данным глобального отчета о человеческом развитии за 2004 год, Казахстан занимает 78 место и относится к странам со средним уровнем развития человеческого потенциала. На 75 месте находится Самоа, Таиланд — на 76, Саудовская Аравия — на 77 месте. На первых местах в списке находятся Норвегия, Швеция и Австралия.