Для нас тут отдохнуть дешевле, чем в Подмосковье: почему российские туристы рвутся на Балхаш - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Для нас тут отдохнуть дешевле, чем в Подмосковье: почему российские туристы рвутся на Балхаш

Для нас тут отдохнуть дешевле, чем в Подмосковье: почему российские туристы рвутся на Балхаш

Вопрос, куда поехать отдохнуть на выходные, несильно волнует карагандинцев в летний период. Ибо выбор мест для отдыха похож на былинный камень на развилке. Поедешь на восток – попадешь в Каркаралинский оазис, отправишься на юг – насладишься купанием в солено-пресной воде озера Балхаш.

  • 16 Июля 2018
  • 41117
Фото - Caravan.kz

И сегодняшний наш обзор мы посвящаем тем, кто всем видам отдыха предпочитает водный.

Диалектика курортной жизни

…Дорога к одному из самых крупных бессточных озер мира представляет собой адскую смесь из километров убитого фурами асфальта и незначительных отрезков более или менее сносного полотна.

Уж почему отремонтированная в начале 2000-х турецкими подрядчиками трасса претерпела столь неоднородное разрушение, сказать трудно.

Но владельцы паркетников и внедорожников на пути к вожделенному курорту оказываются в куда более выгодном положении по сравнению с водителями легковушек. Впрочем, речь в данном случае идет лишь о комфортности поездки и целостности ходовой части машины. В плане стоимости бензина всё совсем наоборот – преодолеть около 400 километров от шахтерской столицы до зон отдыха Балхаша на джипе можно не меньше чем за 20 000 тенге, на седане – от 5 до 10 тысяч, в зависимости от объема двигателя авто.

Отправиться на Балхаш на автобусе или поездом получится “бюджетнее”: 1,5–2 тысячи тенге на человека.

Однако не стоит забывать, что добираться от автовокзала до зон отдыха, которые в большинстве своем находятся за пределами городской черты, тоже влетит в копеечку. Рейсовые автобусы до пляжей не предусмотрены, а стоимость услуг такси сводится к величине – “как договоришься”. Грозит ли Балхашу участь Аральского моря: экологи высказались за и против

Нам, туристам выходного дня, было легче – выехав ранним субботним утром большой компанией на двух автомобилях из областного центра, мы точно знали, что нас ждут на зоне отдыха в районе Барковского. Предварительно созвонившись с хозяевами, мы договорились и о цене (4 тысячи тенге за койко-место), и о количестве отдыхающих.

А вот туристы, рискнувшие отправиться на отдых спонтанно, в сезон вполне могут и не найти пристанища. Таких мы тоже видели у берега Балхаша.

И, кстати, они из положения вышли с честью – разбили палатку на узкой полосе общественного пляжа и получили практически те же блага, что и мы, только бесплатно. Условия нашего проживания были лишь немного комфортнее: туалет на улице, общая кухня, летний душ и пляж в 20 метрах от ворот.

К слову, площадь общественного пляжа, по признанию местных обитателей, с каждым годом катастрофически уменьшается. С одной стороны, это печалит – ведь строящиеся на каждом клочке песка пансионаты и дома отдыха не оставляют возможности этого самого отдыха для людей с небольшими доходами. С другой – количество наваленных прямо на песке куч мусора уменьшается прямо пропорционально увеличению частных пляжей. Такая вот диалектика.

У кого жемчуг мелкий, у кого – пляж дорогой

Но, опять же, всё познается в сравнении, а Балхаш – курорт контрастов.

“Зажавшие” между собой наш островок бюджетного отдыха пансионаты строятся из… чего бы вы думали? Из металлических контейнеров.

Это мы видели собственными глазами, благо застройка береговой линии идет семимильными шагами. При этом цены на отдых в таких “металлических” апартаментах колеблются от 12 тысяч и выше. И все места заняты в них под завязку.

Пляжи при пансионатах, разумеется, огорожены и оснащены горками, батутами, шезлонгами и т. д. “Свободную” территорию мирно поделили между собой пляжники и рыбаки. Не обходится и здесь без развлечений. Скромно притулившиеся у сетчатого забора, отделяющего общественную территорию от частной, предприниматели предлагают свои услуги.

Поездка на катере: 10 минут – за 5 тысяч тенге с компании из 5 человек. Прогулка на водных лыжах – 2 тысячи. Катание на скутере: 5 минут – от тысячи тенге.

И, кстати, желающие покатать детей с горок или купить мороженое в ларьке легко могли это сделать, пройдя на частный пляж. 500 тенге стоил час детского удовольствия, 300 тенге – порция мороженого. Дороговато по карагандинским меркам, но кто жалеет деньги на отдых!

А вот отдыхающие по соседству россияне имели на это свое, в корне отличное от нашего мнение.

– Мы сюда второй раз уже приезжаем, – поделилась разговорчивая москвичка. – И никакого моря не надо. Загар не хуже крымского, вода – парное молоко. А главное – дешево! За те деньги, что мы здесь тратим, даже в Подмосковье отдохнуть нереально. Так что в будущем году снова на Балхаш собираемся. Готов ли Алаколь стать самым посещаемым курортом в Казахстане

Как выяснилось из разговора, наших соседей по СНГ не пугает ни отсутствие инфраструктуры, ни оставляющий желать лучшего сервис.

– Мы же не миллионеры, которым Мальдивы и Канары подавай! А в России цены на курортах гораздо выше, хотя сервис несильно отличается от вашего, – призналась наша собеседница.

Балхаш или Хайнань?

Представители туристического бизнеса уверяют: несмотря на все недостатки сервиса, инфраструктуры, ценовой политики, курорт Балхаш будет пользоваться спросом.

– Конечно, на Балхаше высокие цены, сервис оставляет желать лучшего, и чисто финансово выгоднее поехать по горящей путевке на тот же Хайнань, где пребывание в отеле стоит по 10 тысяч тенге в сутки, но Балхаш все равно останется привлекательным местом отдыха для карагандинцев, – высказал свое мнение директор туристического агентства “Tim Travel” Тимур ДЮСЕМБАЕВ. – Для нашего региона это самый приемлемый вариант курортного отдыха. И большую роль в этом играет фактор расстояния. Никто не полетит в Эмираты на три дня, а съездить на Балхаш – пожалуйста. Когда люди заранее планируют свой отпуск, они едут за границу. А отдохнуть на 3–7 дней можно поехать на Балхаш.

По словам директора турагентства, спрос на отдых в Балхаше значительно возрос за последние годы. И связано это с тем, что на курорте появился сегмент комфортабельного туризма.

– В последние годы на Балхаше появились дорогие дома отдыха, отели с хорошим сервисом, условиями проживания и т. д. Турагентства в основном работают именно с такими объектами. Наших клиентов не смущает высокая цена, ведь, как правило, они едут туда ненадолго.

Разброс цен на услуги пансионатов, домов отдыха и гостиничных комплексов в Балхаше и вправду достаточно большой. Так, самый дорогой отдых, согласно информации из открытых источников в Интернете (сайт shopomania.kz), в городской черте – районе Барковского.

В гостиничном комплексе “Жемчужина” стоимость 2-местного стандарта составляет от 21 500 до 36 тысяч тенге в сутки. На базе отдыха “Самал” 2-местный “эконом” обойдется в 12 тысяч тенге.

В поселке Шубар-Тюбек можно отдохнуть от 34 тысяч в сутки за номер (зона отдыха “Досжан”) до 2,5 тысячи с человека (зоны отдыха “Милана”, “Шубар-Тюбек”). В поселке Торангалык потолок цен в сезон составляет 15 тысяч тенге за 4-местный номер. Именно такова цена в доме отдыха “Фламинго”. Стоимость 2-местного номера без кондиционера в зоне отдыха “Сказка” – 14 тысяч тенге. Дешевле всего остановиться в зонах отдыха “Айгерим” и “Райана” – 4 и 2 тысячи с человека без питания соответственно. В поселке Лепсы в центре отдыха “Балхаш-Лепсы” цены варьируются в зависимости от категории и даты заезда, 2-местный стандарт стоит ориентировочно от 7 тысяч тенге.

Минимальная сумма размещения на курорте Балхаш, по сведению Тимура Дюсембаева, составляет 4 500 тенге на человека в сутки. И, скорее всего, это будет пансионат по типу того, в котором останавливались мы, – с санузлом на улице и без удобств.

Наш собеседник считает, что в отличие от казахстанцев привлечь в Балхаш туристов массово из-за рубежа станет возможно еще не скоро, и причин тому несколько.

– Иногда я вижу информацию о том, что тот или иной отель Балхаша имеет статус “4 звезды” или “5 звезд”. Это печально, к сожалению, и неправда. Мне приходится объяснять клиентам, что звезды присваиваются отелю специальными организациями.

Что есть определенные требования к отелю, который претендует на четыре или пять звезд. Это и собственный аквапарк, и бассейн, и сервис питания. Есть требования к персоналу, который должен говорить на нескольких языках.

В Балхаше нет ни одного дома отдыха или гостиничного комплекса, который бы удовлетворял всем этим условиям. А стоимость отдыха в некоторых из них едва ли не такая же, как на известных курортах мира. При этом инфраструктура оставляет желать лучшего.

Да и для развития внутреннего туризма, по мнению Тимура, нужны определенные условия.

– Чтобы развивать внутренний туризм, нужны инфраструктура, дороги, хорошая периодичность рейсовых автобусов. Нужна реклама, которой катастрофически мало даже в том же Интернете. Пока же лучшей рекламой курорта Балхаш, кстати, является сарафанное радио. И еще.

Серьезной проблемой, на мой взгляд, является то, что большинство хозяев балхашских зон отдыха сегодня просто зарабатывают и рады тому, что имеют. Они не пытаются расти, развивать свой бизнес.

Никто из них не удосуживается построить нормальный аквапарк, включить посещение бассейна, сауны, лечебно-оздоровительных процедур, бара и т. д. в стоимость путевки, сделать шведский стол. Думаю, до таких высот курортный сервис на Балхаше будет расти еще лет десять. Шотландские туристы были шокированы жуткими туалетами в Казахстане

Будет взлетка – будут туристы?

Аким города Балхаша Александр АГЛИУЛИН предпочитает смотреть на проблему развития туризма в подведомственном ему регионе более оптимистично.

– Туристический поток зависит от емкости курорта, – говорит он. – Сегодня емкость Балхаша составляет в сезон порядка 12 или 15 тысяч человек. Имеются в виду места в гостиницах, зонах отдыха, в бунгало. Ежегодно инвесторы открывают нa побережье озера 4–5 новых зон отдыха. Сам город насчитывает не очень большую береговую линию, поэтому основные места для развития туризма – это соседствующие с нами поселки Шубар-Тюбек, Торангалык, Лепсы. Хотя в самом городе тоже есть зоны развития – например, Барковское. В прошлом году там было построено четыре новых зоны отдыха. Общая сумма инвестиций составила 700 миллионов тенге. В этом году открываются еще три зоны отдыха где-то на полмиллиарда инвестиций.

Как говорит глава города Балхаша, об ахиллесовой пяте курорта – культуре обслуживания туризма, ему известно. И сегодня исправление ситуации входит в список ближайших планов градоначальника.

– Тот, кто отдыхал на Балхаше, наверное, знает, что сервис пока не на высоте. Но мы второй год привлекаем компании, проводящие мастер-классы по гостиничному бизнесу: барменов, рестораторов, аниматоров. В основном приглашаем специалистов из Астаны. Собираем хозяев зон отдыха, администраторов и начинаем работать с ними перед началом пляжного сезона.

Александр Минвалиевич, будучи крепким хозяйственником, осознает, что за два года сломать устоявшийся “курортный” менталитет очень сложно. Но предпочитает мыслить на перспективу.

– Думаю, эффект будет. Проблема развития туризма и привлечения туристов – это второй вопрос. И здесь нельзя обойти вниманием важный фактор – логистику.

Добраться сюда можно, но пока дорога не самая лучшая. Трасса Алматы – Астана в перспективе превратится в автобан, и нам станет проще.

Пока же на Балхаш едут преимущественно “туристы выходного дня” – в пятницу приезжают, в воскресенье уезжают.

Большие надежды аким Балхаша возлагает на ремонт взлетно-посадочной полосы в местном аэропорту.

– Взлетно-посадочная полоса находилась в аварийном состоянии, и самолеты класса “бомбардир” не могли садиться на нашу взлетку. После ремонта надеемся, что поток воздушного транспорта в Балхаш возрастет. Кроме того, аким области Ерлан КОШАНОВ подключился, чтобы увеличить количество подвижного состава поезда Астана – Семей, который проходит через Балхаш. Остальные составы пока идут через Сарышаган. За период 2019–2021 годов планируется полностью благоустроить автодорогу с четырехполосным сообщением от Караганды в сторону Алматы.

Из-за затяжной весны в этом году курорт Балхаш потерял какое-то количество туристов, говорит Александр Минвалиевич. Но власти города рассчитывают принять в летний сезон 2018 года не менее 10–12 тысяч человек.

КАРАГАНДА – БАЛХАШ