Корреспондент медиа-портала Caravan.kz прошел рядом с бойцами «Беркута» по «адской полосе» до самого финиша. Кровь, пот, грязь, судороги, свист пуль над головами. Не холостых выстрелов, подчеркиваю, боевых, настоящих.
Здесь вообще все было далеко за гранью человеческих возможностей. Не было только стонов и слез. Даже скупых мужских слез и тех не было. Во взглядах бойцов наблюдалась одна только ярость и желание победить во что бы то ни стало ради одного святого права – права надеть краповый берет и носить его гордо до последнего вздоха. До последней капли крови.
Мне, как военному корреспонденту, не в первой случается бывать на этом официальном и, что характерно, добровольном(!) истязании спецназовцев подразделения Нацгвардии «Беркут». Даже видавшие виды матерые десантники не пытаются встать на эту адскую тропу. Не все могут выдержать колоссальные нагрузки.
Знаю, что первоначально в заявке на сдачу экзамена было подано 600 фамилий спецназовцев со всего Казахстана. Предварительный этап удалось пройти 90 претендентам, а к итоговым испытаниям допустили всего 60 человек. В одном строю сержанты контрактной службы, старлеи, капитаны, майоры. Для всех условия абсолютно одинаковые: не менее 3-х лет службы в спецподразделении «Беркут», отменное здоровье, отличные показатели в службе, дисциплинированность.
Из этих 60-ти претендентов до финиша смогли добежать, дойти, доползти только 22. Я собственными глазами видел как это тяжко. Но зачем все это? Какова главная цель? Ни зарплаты не прибавляет краповый берет, ни льгот особенных, ни привилегий.
Ветеран спецназа бывший начальник центра специальных операций ВВ МВД РК полковник Павел Коваленко, говорил мне как-то ранее, пока был жив, что у кандидата в краповики прежде всего голова должна быть на месте. Холодный ум, профессиональный расчет. Естественно, и физподготовка его тоже должна быть доведена до совершенства. До сих пор помню его слова: «Мы на квалификационных испытаниях специально доводим до такого истощения физических сил каждого кандидата, чтобы он включал все свои внутренние резервы. Боец должен обязательно переродиться, — утверждал Павел Коваленко. — Пройти через собственные кровь и пот. Потому что краповый берет – это не только символ профессионализма, это символ боевого духа. Когда боец сможет преодолеть себя, победить свой страх и вытерпеть боль, только тогда из него получится настоящий краповик. Профессионал своего дела».
Еще Павел Коваленко (позывной «Шаман») любил повторять, что «Спецназ без работы ржавеет». Однако, это вовсе не означает, что он должен все время «крутить руки бандитам и обезвреживать террористов». Но это изречение «Шамана» подразумевает главное – ежедневную тренировку своих мышц, мозга и силы-воли в учебных центрах, в поле, на учениях, в классах самоподготовки. И когда потребуется все это, конечно же, грамотно и умело применять по назначению в реальной обстановке.
— В целях реализации поручения Главы государства Касым-Жомарта Токаева по количественному и качественному укреплению Национальной гвардии и по указанию Министра внутренних дел мы увеличили количество подразделений специального назначения, — заявил на брифинге заместитель министра внутренних дел РК – главнокомандующий Национальной гвардией генерал-майор Еркин Ботаканов. — Большое значение в Национальной гвардии придается боевой подготовке и профессионализму. Во всех регионах Казахстана созданы отряды специального назначения «Бүркіт». Их главная задача – борьба с экстремизмом и терроризмом. Реагирование на правонарушения, представляющие повышенную опасность и угрожающие основным интересам государства, жизни и здоровью граждан. Для повышения уровня боевой и специальной подготовки военнослужащих, получения и усвоения ими специальных знаний и навыков мы и проводим эти квалификационные испытания на право ношения крапового берета. Экзамен проводится в разное время года, а также в разных климатических условиях…
Ветераны спецназа говорят: «Cдать на краповый берет – задача в общем выполнимая. Не такая уж сложная. А вот жить по его принципам каждый день куда сложнее и ответственнее».
— Бакдаулет, зачем вам все это?
– Испытания делают нас сильнее. Права носить краповый берет достойны только лучшие из лучших. Цвет, как вы знаете, выбран не случайно — краповый — это цвет символизирующий кровь, пролитую нашими военнослужащими во время выполнения боевых задач.
— У меня десантный берет — голубой. И я тоже храню его до сих пор как символ верности и чести. Но работа вашего спецназа в корне отличается от работы армейского. Она в основном незаметна и скрытна от посторонних глаз. Это работа на результат в реально опасной обстановке.
— В том то и дело, что нам приходится выполнять боевые задачи по задержанию членов организованных преступных группировок, экстремистов и террористов, наркоторговцев. Лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Наши действующие спецназовцы фамилии свои и имена не имеют права раскрывать в печати. Даже лица свои показывать им не рекомендуется. Мы все время в защитных масках и шлемах как вы должны были заметить. Для безопасности это делается, а не потому, что нам так хочется.
— В вашей бригаде кого можно сегодня поздравить с вручением крапового берета?
— Не могу назвать их имена и фамилии. Не положено.
Позже я все же узнал, что спецназовцы с позывными «Банкир» и «Гриф» выдержали экзамен и получили из рук главкома НГ заветные краповые береты и тельняшки в этом году. Это свежий пример. Но какой ценой он им достался этим счастливчикам в погонах уже никогда не забыть. И мне не забыть ту «адскую полосу», которая наполнена драматизмом и непредсказуемостью до самых краев. Спросите в чем ее драматизм? Да в том, что снять с дистанции любого кандидата после старта посредники из числа опытных краповиков-ветеранов могут в любую секунду. Напомню, согласно Положению о квалификационных испытаниях с трассы снимаются бойцы по следующим причинам: кто не уложился в норматив, отстал от основной группы, потерял предмет своего снаряжения – что в боевой обстановке расценивается, как «оставить следы» — обнаружить себя. Снимаются с дистанции также те, кому по медпоказаниям военврач запретил продолжать гонку. Есть еще ряд конкретных «проколов»: не поразил саперной лопаткой деревянную мишень, то есть не вонзил лезвие в грудь «врага» с расстояния 10 метров или не произвел холостой выстрел на промежуточном старте после преодоления брода. Нет выстрела, значит, намок патрон. Не уберег его — сходи с дистанции и тогда прощай мечта о краповом берете еще на целый год.
Сдача экзамена на право ношение крапового берета проходит в два этапа. На первом — спецназовцы сдают огневую, физическую и тактическую подготовку, а также те дисциплины, которые входят в курс обучения спецподразделений. По первым трем дисциплинам оценка должна быть не ниже, чем «отлично». После прохождения первого этапа, который является тестовым, кандидатов ждет марш-бросок на 10 километров по пересеченной местности в полной выкладке.
Во время итогового экзамена пробежать вообще надо не менее 30 км. без остановки. В Алматинской области пески, барханы, горы. Идти по ним очень трудно не то чтобы бежать в полном снаряжении с автоматом Калашникова и рюкзаком спецназовца, в котором сухпай, сменная одежда и обувь, фляжка, саперная лопатка, подсумки для гранат, магазины с патронами, аптечка, плащ-палатка и спальный мешок. Общий вес рюкзака спецназовца доходит до 25-30 килограммов. А еще надо препятствия различные преодолевать: штурмовать высотное здание, полосу препятствий, брод, проход в минно-взрывном заграждении, 9 минут непрерывного рукопашного боя…
Братан, братишка, брат…
Не смотря на то что здесь в Центре подготовки спецназа все такие брутальные, крутые и сильные, замечаю, что атмосфера среди спецназовцев теплая, дружеская – никто никого не оскорбляет, не говорит за спиной гадости, не таит обиды. Не сплетничает. Друг к другу бойцы «Беркута» относятся по-братски, и поэтому в их среде часто можно услышать обращение «братан», «братишка», «брат». И ко мне так обращались, признали.
На скоростном марш-броске замечаю как кандидаты в краповики поддерживают друг друга, подбадривают. Они не конкуренты и палки друг другу в колеса не вставляют. Бывает крепко выражаются, сплевывают липкую слюну на землю, но не стонут и не жалуются. Не клянут судьбу.
После кросса новое задание – «переползание» по пластунски. Дистанция – 50 метров. Потом опять бег, но уже на один километр. Затем норматив «Эвакуация раненого». Лежащего на спине товарища надо протащить по земле более 50 метров на время. Отдыхать между нормативами посредники не дают. Дыхание сбивается, силы на исходе.
Обед, если его конечно так можно назвать, занимает примерно полчаса. Кто-то жует лежа, кто-то сидит и молча доедает галеты из сухого пайка. После небольшого привала «выжившим» бойцам надо было пробежать еще километров семь-восемь, чтобы добраться до места ночлега. Лагерь сооружают сами из своих же плащ-палаток. Благо не холодно. Экзамен, к счастью, прошел до начала сезона моросящих осенних дождей.
Ночью экзаменуемые охраняли себя сами, по очереди, разбившись на боевые группы. А вот здесь могла быть засада и риск не только быть снятым с дистанции, но и покинуть спецназ навсегда.
– Ночью группа посредников обычно совершает нападение на лагерь, – поясняет ветеран спецназа. – Если дежурный проспит, то из-за него одного такого безответственного с дистанции могут снять всю группу! Ну как с таким на боевые задания ходить?! Потому ребята бдят все по очереди всю ночь, не расслабляются.
На утро следующего дня снова десятикилометровый марш-бросок и прохождение оставшихся пяти нормативов: перетаскивание ящика с боеприпасами, прохождение огненно-штурмовой полосы, стрельба на меткость из автомата и пистолета, спарринг.
Испытания проводятся предельно жестко, контакт полный
Во время прохождения общей дистанции длинной в 70-75 км, кроме индивидуальных качеств функциональной выносливости, также нужно проявлять умение работать в команде: вовремя подстраховать товарища, перевязать его рану, вынести с поля боя, доставить ящик с патронами под шквальным огнем неприятеля. Кстати, над колючей проволокой в этот момент и свистят те самые боевые пули, о которых я говорил вначале. Кандидату в краповики всегда нужно быть готовым к чему-то новому. К тому, к чему, возможно, и не учился даже, но действовать обязан умело и правильно согласно реальной обстановке максимально приближенной к боевой.
— Индивидуализм в спецназе или еще хуже дешевые понты не приветствуются. Это вообще у нас недопустимо, — делится еще один офицер спецназа фамилию которого называть в открытой печати нельзя. – Многие думают, что главной проверкой на прочность является рукопашный бой, но это далеко не так. В условиях современных военных конфликтов до рукопашной дело доходит редко. Но этот натуральный мордобой нужен для того, чтобы проверить выносливость кандидата в краповики, его природную смелость и живучесть.
— Получается, что этот официальный мордобой разрешен на самом верху. И «дедовщина» главкомом узаконена в Нацгвардии если опытные краповики гоняют молодых и даже кошмарят их на дистанции самыми последними словами.
— Ну, почему сразу кошмарят, бывает, что наоборот наши бывалые краповики вежливо предлагают кандидатам сойти с дистанции и отдохнуть. Уговаривают бросить все к чертям собачьим и сдаться.
— Срабатывает?
— Нет. Но это обязательный психологический прием. Так же как бой на импровизированном ринге. Длительность схватки 9 минут без перерыва: первые два раунда по три минуты бойцы дерутся между собой, а третью трехминутку – с нашим действующим «краповиком». Жалости к кандидату никакой. Но и излишней жестокости по отношении к нему тоже нет. Главное требование – не упасть без сознания от мощного удара в челюсть и ни в коем случае не прекращать драться. До конца стоять, даже если против тебя выходят суперпрофи. Как в свое время выходили «Слон», «Шаман» или «Басян» (улыбается). Стиснуть зубы и терпеть. Тогда краповый берет твой. Носи и гордись!
В этом году по решению Совета краповых беретов заместитель министра внутренних дел РК – главнокомандующий Национальной гвардией генерал-майор Еркин Ботаканов был награжден краповым беретом за вклад в развитие войск правопорядка. Он как и положено встал на одно колено, принял в руки краповый берет, поцеловал его и произнес главную для всех спецназовцев фразу: «Служу Республике Казахстан и спецназу!»