Для чего Кыргызстан грозит Казахстану водной блокадой, объяснил кыргызский эксперт - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Для чего Кыргызстан грозит Казахстану водной блокадой, объяснил кыргызский эксперт

Для чего Кыргызстан грозит Казахстану водной блокадой, объяснил кыргызский эксперт

Кыргызский депутат предложил отрезать Казахстан от воды. Насколько опасны высказывания политика?

  • 27 Апреля 2022
  • 6401
Фото - Caravan.kz

"Раз Казахстан ставит нам экономическую блокаду, мы должны ответить им водной блокадой", — обратился депутат Айбек Алтынбеков к представителю администрации президента. Чего ждать, пояснил эксперт из Кыргызстана.

Речь в данном случае идет о заторе на кыргызско-казахстанской границе, где образовалась очередь из 300 кыргызских фур, которые стоят на КПП по несколько дней.

По его словам, отношения с соседями должны быть хорошими и дружественными, тем более Казахстан и Кыргызстан — члены ЕАЭС. Однако предложение все же было озвучено.

Редакция Caravan.kz поговорила с политологом из Кыргызстана – Игорем Шестаковым, директором Центра экспертных инициатив "Ой Ордо", который ответил на вопросы. Подозрения в связях с криминалом: как живёт кыргызский депутат, предложивший устроить Казахстану водную блокаду

— Кыргызский депутат Айбек Алтынбеков предложил устроить водную блокаду Казахстану, как отреагировали на предложение в правительстве?

— Ну, во-первых, прежде всего здесь идёт речь о предложении ответных мер Кыргызстана на транспортную блокаду, которую устраивают соответствующие службы Казахстана. Тема образования многокилометровых очередей из грузоперевозчиков Кыргызстана на кыргызско-казахской границе актуальна последние пять лет. Эта проблема, в общем-то, всегда была. Наши водители всегда жаловались, что им предъявляют необъективные претензии представители пограничных и таможенных служб Казахстана. Но за последние 5 лет эта проблема обострилась, — сказал господин Шестаков. — На совещании, где выступал депутат с предложением о водной блокаде, как раз обсуждался в очередной раз вопрос о том, почему наши грузоперевозчики не могут нормально пересекать границу между Кыргызстаном и Казахстаном. И поэтому водная проблема здесь просто привязана, на самом деле. Именно водного вопроса как такового не стоит, это последствия тех действий, которые осуществляются в отношении кыргызских автоперевозчиков на границе с Казахстаном. Хотя мы связаны дружественными соглашениями, как на двустороннем уровне, чтобы у нас не возникало таких вопросов, так и в рамках Евразийского экономического союза.

— Что будет в отношениях между странами, если такое предложение будет принято?

— Это заявление депутата парламента. У нас парламент достаточно совещательный орган, по новой конституции. Поэтому, это и не является прямым руководством к действию для правительства. Тем более что переговоры между ответственными чиновниками правительства за решение проблемы пересечения границы кыргызскими грузоперевозчиками с Казахстаном обсуждались на прошлой неделе, и какие-то договорённости были достигнуты. Насколько я знаю, вот сейчас конкретно каких-либо пробок на границе нет. Возможно, вот это есть итог переговоров, которые вёл со стороны правительства Кыргызстана Арзыбек Кожошев – первый заместителя председателя Кабинета министров.

Думаю, что прецедентов не было, чтобы Кыргызстан воду перекрывал и устраивал водную блокаду. Я думаю, что это единственный пока ответ, который, видимо, могут предложить депутаты парламента. Ведь к нам постоянно обращаются те же самые автоперевозчики. Они требуют, чтобы у них не возникало проблем на границе с Казахстаном. С точки зрения депутатов, когда этот вопрос обсуждался 25 апреля в Жогорку Кенеше (Верховный совет), они ответили, что блокада устраивается для того, чтобы через Казахстан, а не через Кыргызстан шли основные грузопотоки китайских товаров.

Главный вопрос — почему возникает эта транспортная блокада? У Кыргызстана не так много своих товаров для такой вот активной грузоперевозки. Мы достаточно немного производим, и с поставкой продуктов питания из Кыргызстана в Казахстан особых проблем не возникает. 

Сейчас же речь идет именно о транзите китайских товаров, таким образом Кыргызстан хочет замкнуть на себе эту провозку. Вот такая, по крайней мере, версия среди депутатов Кыргызстана, — пояснил эксперт.

— Насколько остро стоит вопрос между Казахстаном и Кыргызстаном в области водоснабжения?

Самой же проблемы поставки воды и ухудшения водных отношений пока не стоит., — заверил господин Шестаков.

— Тот же депутат отметил, что может начаться нехватка воды в ближайшие 10-15 лет, не начали ли сбываться эти прогнозы уже сейчас?

— Действительно, в 2020 году, как и прогнозировали ранее, Кыргызстан стал испытывать очень сильные проблемы с водой, сократилось количество осадков, я могу даже привести в пример зиму 2021-2022 годов, когда в декабре у нас не было снега. Естественно, все время наши службы энергетические предупреждали о том, что уровень воды в Токтогульской ГЭС снижается. И тогда мы сами столкнулись с дефицитом воды. Но, несмотря на серьезные проблемы, государство всё-таки выполняло свои обязательства перед Казахстаном по поставкам воды.

— Если руководством Кыргызстана будет принято решение о блокаде, во что это может вылиться?

Если будет достигнуто взаимопонимание в транзите грузов из Кыргызстана через территорию Казахстана, то тема воды вряд ли будет подниматься. Даже несмотря на её дефицит текущем летом в Кыргызстане, — утверждает политолог из Кыргызстана.