Мода на винтажные предметы интерьера всколыхнула мир, и наша страна не стала исключением. Блошиные рынки снова на пике популярности, а цены на отдельные предметы былой роскоши заоблачные!
На какие винтажные предметы интерьера, аксессуары, посуду охотятся алматинцы, на чем можно хорошо заработать, выясняла корреспондент медиа-портала Caravan.kz.
«У каждой чашки 50-70-х годов выпуска свой автор, своя душа»
В выходные я отправилась на блошиный рынок, в народе именуемый «Семиречье», что по Кульджинской трассе. Такого количества винтажных изделий, напомнивших советское детство, не видела давно!
На глаза попалась железная детская тележка на колесах с лошадкой. Интуиция подсказала — ровесница моих родителей, а может, и старше. Точно .
— Покупай, девушка, 50-х годов, такого ни у кого нет уже , — рекламировал свой товар продавец.
— Сколько стоит?
— 30 тысяч тенге.
Самовары, казаны, чайники, бидоны, тяжелые советские утюги, скороварки, утятницы, двойные «орешницы» и «грибочницы» рассматривали покупатели.
— Хозяйка, что ищете? — обратился ко мне продавец мелочевки.
Ответила, что изучаю товар, спрос. В это время подошедшая женщина выбирала себе «орешницу». Говорит, много лет не пекла сладости, а тут вдруг вспомнила вкус домашней выпечки с вареной сгущенкой. Купила «орешницу» за 5000 тенге.
Нашла контейнеры с посудой, где работают мои знакомые — Марина и Наталья. Полки, стеллажи заставлены фарфором, хрусталем, керамикой. Столько знакомых рисунков и форм! Продавцы уже хорошо разбираются в винтажных товарах и знают, как должно выглядеть клеймо на чайнике или мельхиоровой ложке, что на рынке подлинник, а что — подделка.
— Был период, когда все избавлялись от посуды, выпускаемой на заводах бывшего Союза, Польши, ГДР, Чехословакии, а сейчас она снова в моде, особенно 50-70-х годов выпуска, — рассказывает «главный специалист по тарелочкам», бывшая хирургическая операционная медсестра Марина. – Во-первых, это качество. Вот, возьмите в руку чайную чашку, ее выпускал старинный российский Дулевский фарфоровый завод. Чувствуете, невесомая? А теперь посмотрите на свет. Фарфор светится. Она моя ровесница, 1965 год.
— А это, для сравнения, фарфор, который стали делать через 20 лет, — Марина демонстрирует чайную чашку из другого, более молодого сервиза. — Другой материал, на позолоте уже экономили.
— Во-вторых, манера исполнения подкупает, вся посуда расписывалась вручную, у каждой есть свой автор, она имеет душу, — продолжает моя собеседница. — В 1951 году в Москве открылся ресторан «Узбекистан». Ведущий художник Дулевского завода Петр Леонов специально расписывал посуду для этого ресторана. Эта посуда в массовом производстве никогда не была, такие вещи сейчас уникальны, их хорошо разбирают. Одна тарелка из этой серии стоит 3-5 тысяч тенге. Прекрасную посуду выпускали украинские, азербайджанские заводы. Или посуда Ленинградского фарфорового завода (ЛФЗ). Очень тонкая ручная роспись, изящная работа.
— Сколько может стоить чайная пара ЛФЗ?
— От 5 до 25 тысяч тенге. Она не бездушная, не безличная, у каждой есть свой автор. Сейчас манера исполнения поменялась.
— Смотрела объявления в Интернете — чайно-столовый сервиз, именуемый у нас «Мадонной», стоит от 500 тысяч тенге. Покупают?
— Покупают. Когда-то каждая советская хозяйка мечтала о таком тонкостенном фарфоровом сервизе с богатыми библейскими мотивами, который выпускали на заводе в ГДР. Только почему их назвали «Мадонна», непонятно, никакой Мадонны там нет. Их привозили бывшие военнослужащие, их жены, представители партийной элиты. Конечно, найти полный набор сложно, потому и такие цены.
Изделия капшагайского завода снова появились в домах
Пока мы общались, подошли покупатели. Постоянная покупательница Гаухар рассказала, что еще несколько лет назад приобретала китайскую посуду. А теперь перешла на винтажную:
— Покупаю, потому что все качественное. Раньше мы думали — старье, избавлялись, а теперь жалеем.
Как узнала, большим спросом пользуются сервизы, выпущенные на заводах бывшего Союза в ограниченном количестве или определенной серии. А если наборы сохранились в серванте в полном составе, без трещин, сколов, царапин, их цена с каждым годом только растет .
— Раньше был строгий ОТК – отдел качества, всю посуду делили по сортам, — рассказывает Марина. — Иногда смотришь – все великолепно, но почему-то посуда второго сорта. Маленькая песчинка, попавшая под глазурь, что на функциональность вообще никак не влияет, золото не так протянули, все, уже сортность другая. Обращаем внимание на клеймо завода-изготовителя, хотя на очень старых изделиях начала прошлого века оно бывает немного смазано.
— Снова в моде цветное стекло, посмотрела — цены на него приличные.
— Например, вазы из молочного стекла, с ручной росписью Дятьковского завода начала 60-х годов на рынке стоят 15-30 тысяч тенге. Вот редкий кувшин этого же завода, автор Евграф Шувалов , стоил 25 тысяч. Но цена сразу упала, так как на кувшине, в месте соединения с ручкой, пошла трещина. Возможно, кто-то купит его для декора. К нам на рынок часто приходят художники, фотографы, представители киноиндустрии.
У нас есть ваза, «Спираль», 1957 года. В Брюсселе в 1958 году она получила престижную премию за свой дизайн. На первый взгляд, ничего особенного. Но она завораживает, когда рассматриваешь стекло, форму…
Популярно очень цветное чешское, немецкое стекло, одно время его дарили друг другу, в каждом доме были желтые, красные, разноцветные вазы, конфетницы.
— Вижу, на рынке много хрусталя…
— Люди приходят, спрашивают наборы определенных серий. Кто-то ищет недостающие рюмки, фужеры для комплекта к той посуде, что осталась дома. Покупают для семейных торжеств, для подарков. Люди хотят пить из красивой посуды. У многих тоска по советским временам. Заходят, говорят, «как в Советском Союзе побывал», или «как у мамы дома». Приходят и те, кто когда-то не мог позволить себе такую посуду, она же в дефиците была.
Моя собеседница показала фужеры конца 60-х годов, которые выпускал Гусь- Хрустальный завод , автор Фидаиль Ибрагимов — «Праздник». Сегодня на рынке один фужер стоит от 2 до 10 тысяч тенге. А винтажные бокалы из цветного хрусталя немецкой фирмы Nachtmann и того выше — 20-25 тысяч за штуку.
— Молодежь избавляется от хрусталя, а взрослые, наоборот, несут его в дом, — говорит продавец. — Созданы целые чаты, сообщества, где люди обмениваются информацией, продают-покупают товар. Кто-то ищет запчасти для хрустальных люстр, бра. Очень много среди посетителей рынка дизайнеров, владельцев кофеен, баров. Они нередко покупают винтажные статуэтки, бутыли для вина, бидоны. Вот у меня стоит алюминиевый десятилитровый бидон, легкий, ему лет 40. А те, что выпускаются сейчас, совсем другого качества. Посещают рынок и иностранцы. Китайцы ищут предметы старины, вывезенные в 19-м веке из Поднебесной, европейцы — разный антиквариат.
— И все можно найти?
— Да, но с каждым годом все меньше и меньше.
— А что у вас в наличии самое старинное?
— Гарднерский фарфор конца 19 века. Такой трудно найти, потому что на рынке много подделок.
Интересуюсь: посуда Капшагайского фарфорового завода, которая была в доме почти у каждой алматинской хозяйки, тоже пользуется спросом?
— Конечно! Миски, тарелки, пиалы, чайники, сервизы….Сервизы с рыбками стояли в каждом доме для красоты. Были и расписанные в японском стиле. Сейчас очень популярные старые доливные чайники для кипятка — большие ,пузатые, тяжелые.
Бабушкины сундуки, комоды, трюмо снова в тренде
Но не только посуда привлекает на рынок посетителей. Мировые тенденции на винтажную мебель с незамысловатым дизайном дошли и до нас.
Перед тем как отправиться на рынок, я стала свидетельницей сцены, когда на помойку возле моей пятиэтажки выставили старую мебель с деревянными подлокотниками — в нашем доме такая была в конце 70-х годов. Два кресла и журнальный столик не простояли на улице и 20 минут — подъехали девушки на джипе, загрузили мебель в багажник и уехали.
А на другой день старый книжный шкаф, выброшенный после ремонта и выставленный возле мусорных контейнеров, забрал молодой человек. Говорит, супруга занимается реставрацией старой мебели для кофеен, дач, а такой шкаф нынче стоит целое состояние!
— Старые буфеты, этажерки, сервировочные столики, комоды, шкафы, кресла, диваны, трюмо, тумбочки, детские стулья эпохи несокрушимого оптимизма снова в моде, — рассказала мне продавец Наталья. — Большим спросом пользуются старые сундуки, их реставрируют, и потом цена в разы выше. Чаще мебель покупают для оформления трендового минималистического интерьера.
Вернулась мода на «научную» эстетику, например, торшеры в виде первого советского спутника, гобелены и вязаные коврики 70-х годов выпуска, которые вешали над кроватью, деревянные счеты, дисковые телефоны и пленочные магнитофоны, тяжелые подсвечники и хрустальные бра, картины «Аленушка» и «Красная Шапочка».
Как пояснили знакомые дизайнеры, стенки и отдельные предметы интерьера, произведенные в середине прошлого века в Румынии, ГДР, Италии, Югославии, Китае, сейчас сложно купить — за ними буквально охотятся любители винтажа. Реставрируют, придают новое звучание и ставят у себя дома или выставляют на продажу.
Поясняют: все дело в высоком качестве и лаконичности дизайна. Рассказали случай. В «золотом квадрате» Алматы, где жили в основном представители партийной элиты, как-то выставили на свалку деревянный полированный столик со сломанной ножкой, старые кресла. Так за мебель чуть не подрались любители старины!