Дизель маслом не испортишь - Караван
  • $ 478.93
  • 534.96
+12 °C
Алматы
2024 Год
19 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Дизель маслом не испортишь

Дизель маслом не испортишь

В развитых странах уже нашли рецепт от высоких цен на ГСМ: многие автолюбители переходят на топливо… собственного производства.На самом деле не такое уж и сложное это дело, нужно лишь немного знаний, терпения и авантюризма!

  • 30 Марта 2012
  • 8001
Фото - Caravan.kz

Большинство стран мира приняло программы по развитию биоэнергетики. Во всех странах Европы и США на заправках обязательно продают смесь бензина с этиловым спиртом и дизельного топлива с переработанным растительным маслом. Такие смеси не требуют переделки двигателя автомобиля и снижают вредные выбросы.

В Казахстане такие виды топлива пока не прижились. Более того, недавно объявил о банкротстве единственный производитель биоэтанола – АО “Биохим”. Когда появится следующий желающий наладить экологичное топливо, пока непонятно. Но цены на ГСМ растут, а значит, такое топливо будет пользоваться спросом.

Сам себе нефтяник

Между тем топливо для своей машины вполне можно делать самому, и буквально в сарае. Дизельный двигатель способен работать на переработанном растительном масле, ведь первоначально он разрабатывался под этот вид топлива.

В принципе, растительное масло можно использовать как топливо напрямую. Конечно, предварительно профильтровав. Правда, тогда можно получить некоторые проблемы для двигателя: в масле содержится глицерин, при его горении на распылительных форсунках образуется нагар, поршневые кольца закоксовываются, прогорают клапаны. В итоге двигатель работает с предельной нагрузкой и выходит из строя раньше. Поэтому лучше такое масло предварительно омылить и вывести глицерин.

Если не углубляться в химические формулы, то схема производства биодизеля проста. Для этого нужны две трехлитровые стеклянные банки с плотно завинчивающимися крышками, 2,5 литра отфильтрованного масла, 220 миллилитров (стакан) метилового или этилового спирта и 20 граммов каустической соды.

И можно приступать к собственно процессу:

1. Отфильтрованное масло нагреваем в трехлитровой стеклянной банке до температуры 55–60 градусов.

2. Спирт и соду вылить в другую банку, плотно закрыть крышкой и перемешать. Получится основной реагент – метаксин, который будет омыливать растительное масло.

3. Метаксин вливается в сосуд с маслом, который нужно плотно закрыть и периодически взбалтывать для перемешивания.

4. Минут через двадцать раствор отставить на сутки. Обычно скорость реакции составляет от 1 до 10 часов. Масло распадется на два слоя: сверху желтоватая жидкость – это метиловый эфир, или дизтопливо, а внизу – более тяжелая глицериновая фракция. Выход глицерина при этом составляет около 10 процентов. Смесь можно и не подогревать, но тогда ждать придется значительно дольше.

5. Верхнюю фракцию надо слить и отфильтровать, после чего ее можно заливать в топливо. При возможности желательно осушить полученный продукт сульфатом магния.

Интересно, что если отстаивать раствор на морозе, то дизтопливо получится более качественным и его цетановое число будет выше, как у зимнего дизтоплива. Чтобы еще больше повысить качество биодизеля, можно предварительно нагреть сырье до температуры более 100 градусов, чтобы выпарить воду.

Реальная экономия

Из 100 килограммов масла получается 90 литров биодизеля. На его производство необходимо 11 л метанола и 1 кг каустической соды. Цена метанола – 35–40 тенге литр. Каустической соды – 400 тенге килограмм. Итого получаем: для 90 литров солярки таким методом надо 840 тенге – но это при наличии бесплатного масла, не учитывая расходы за оборудование и свой труд. Для сравнения: 90 кг дизтоплива на АЗС будет стоить не менее чем 8 тысяч тенге.

Оборудование для производства биотоплива можно сделать самому из нержавеющей стали или некоторых сортов пропилена. Оно будет состоять из двух сообщающихся смесителей: первый – для получения метоксида, второй, с подогревом – для производства биодизеля. Также потребуются простой дозатор для соды, мерная емкость для метанола и фильтры. Второй смеситель лучше сделать съемным. Можно смонтировать его на колесах, чтобы после отстаивания выкатить на улицу. Объем смесителей зависит от объема потребления топлива. Хранить полученное топливо можно не более трех месяцев – оно разлагается, как обычное масло.

Технология и схемы производства, как и расчет оборудования, можно найти в Интернете или специальной литературе. Понятно, что такое производство лучше наладить где-нибудь в сарайчике, а не на балконе многоквартирного дома.

Важно обеспечить герметичность процесса: все компоненты биодизеля, особенно спирты и сода, впитывают влагу из воздуха, которая мешает процессам внутри смесителей. С другой стороны, самый эффективный спирт для производства биодизеля – метанол. Но это яд, который требует осторожного обращения. Можно использовать и этиловый спирт, но в нем больше влаги и он не так эффективен. Зато он доступен.

Планов – громадье!

Где взять масло? Самый простой вариант для городского жителя – договориться с одним из кафе или ресторанов, которые готовят жареную картошку, баурсаки, чебуреки и прочую вкуснятину. При ее приготовлении остается большое количество растительного масла, которое кафе должны утилизировать. Это дополнительные расходы и усилия, и если вы возьмете их на себя, то хозяин кафе с удовольствием пойдет вам навстречу.

Но чтобы обеспечить себя постоянными запасами сырья, лучше договориться не с одним рестораном, а с несколькими.

Ведь, набравшись опыта и опробовав горючее на своей машине, вы вполне можете в будущем создать собственное предприятие по полноценному производству биодизеля!

Однако в этом случае предприятие должно будет получить лицензию на производство работ по утилизации бытовых отходов и реализацию ГСМ.