В частности, глава нацкомпании доложил, что на период до 2006 года «КазМунайГаз» планирует достичь следующих показателей «финансово-хозяйственной деятельности»: добыча нефти повысится до 9,7 млн. тонн в 2006 году, переработка — до 3,1 млн. тонн, транспортировка — 42,7 млн. тонн, а транспортировка газа — 137,9 млн. кубометров. Суммарные доходы компании в прошлом году составили 382,4 млрд. тенге, и в текущем ожидаются на уровне 387,5 млрд. тенге, с последующим ростом в 2004 году до 413,8 млрд. тенге, в 2005 году — 461,5 млрд. тенге и 2006 году — 492,9 млрд. тенге. Общий же объем выплат налогов в целом по компании в 2002 году составил 67,9 млрд. тенге, а в 2003 году — на уровне 67,4 млрд. тенге (в том числе 6,3 млрд. тенге — налоговые обязательства за предыдущие периоды).
Общая сумма прошлогодних капитальных вложений за счет всех источников финансирования составила 75,4 млрд. тенге, в то время как в нынешнем году ожидается вложить 153,1 млрд. тенге, а на период 2004-2006 гг. — в два раза больше, т.е. 313 млрд. тенге. Основными направлениями капитальных вложений являются текущие капитальные вложения, капитальные вложения в социальную сферу и инвестиции в крупные проекты развития (инвестиционная программа).
При этом доля инвестиционной программы в общей структуре капитальных вложений в период с 2003 по 2006 годы будет увеличиваться.
В этой связи, У. Карабалин предоставил премьеру информацию по крупным проектам, которые компания предполагает реализовать в течение 2004-2006 гг. Планируется проведение реконструкции и модернизации системы магистральных нефтепроводов, а также реконструкции первой нитки нефтепровода «Узень — Атырау — Самара» на участке «Узень — Атырау», строительство нефтепровода «Жетыбай — Курык». Глава «КазМунайГаза» отметил, что в преддверии большой нефти из Кашагана Казахстан начал «активно подключаться к различным трубопроводным проектам, так как проект КТК в основном решает проблему транспортировки нефти с Тенгизского и Карачаганакского месторождений».
По предварительным данным, капитальные вложения до 2030 года составят более $27,7 млрд. В качестве источников финансирования компания собирается максимально использовать внутренние источники, средства инвестиционных банков, пенсионных фондов и др.
С другой стороны, на этапе разведки, предполагающем серьезные финансовые и технические риски, по убеждению руководства «КазМунайГаза», целесообразно привлечение средств иностранных инвесторов, которые «помимо финансовых ресурсов будут привносить новые технологии и ноу-хау».
Карабалин также вновь проинформировал об имеющихся планах по проведению разведки и оценки «высокоперспективных структур», включая Курмангазы, Жамбай Южный, Дархан, Нурсултан, Улытау, Ракушечное — море, Абай, Исатай и другие. По предварительным оценкам, суммарные извлекаемые запасы по данным проектам составят около 2 млрд. тонн, что позволит к 2015 году выйти на уровень добычи 55-60 млн. тонн и удерживать его на этом уровне в течение 10-12 лет.
Развитие нефтяных проектов на шельфе Каспия логично приведет к увеличению экспортных мощностей до 120-160 млн. тонн нефти в год. Учитывая это, компания рассматривает несколько наиболее вероятных путей выхода казахстанских углеводородов на мировые рынки сбыта. Западное направление, по планам руководства, будет представлено маршрутом «Актау — Баку — Тбилиси — Джейхан, восточное направление — казахстанско-китайским нефтепроводом, а южное — маршрутом «Казахстан — Туркменистан — Иран».
Примечательно, что глава нацкомпании ничего не сказал о некоторых других, не менее актуальных маршрутах, о которых периодически вспоминает правительство, как о стратегически важных для обеспечения будущей диверсификации. Например, о трубопроводной системе «Одесса — Броды», в которую, как ожидалось, уже в октябре должна была поступить казахстанская нефть.
Хотя через некоторое время после этой встречи с премьером в «Укртранснафту» поступило письмо от руководства «КазМунайГаза», в котором подтверждается «дальнейший интерес по взаимовыгодному использованию нефтегазотранспортной инфраструктуры Украины для транспортировки нефти и газа из Казахстана на Украину и транзита ее на европейские рынки». В письме говорится о заинтересованности казахстанской стороны в развитии сотрудничества по эксплуатации нефтепровода «Одесса — Броды» и готовности совместного с другими заинтересованными нефтедобывающими компаниями Казахстана обсуждения вопроса ввода его в действие уже в текущем году. Более того, в документе подчеркивается заинтересованность национальной компании в реализации проекта строительства нефтепровода «Броды — Плоцк», для дальнейшей транспортировки казахстанской нефти до нефтетерминала в Гданьске.
Ситуация по проекту «Одесса — Броды» в последнее время обострилась до предела. По данному вопросу существуют, как известно, два противоположных мнения, обосновывающих либо прямое, либо реверсное использование трубы. Несмотря на постоянные заявления дискутирующих сторон о необходимости учета, прежде всего, экономических аспектов этой проблемы, политическая его составляющая вне всяких сомнений давно стала превалирующей.
Неделю назад Леонид Кучма призвал правительство страны руководствоваться экономическими интересами при принятии решения об использовании магистрального нефтепровода «Одесса — Броды» (как ожидается, правительство должно определиться с выбором направления транспортировки нефти в ноябре-декабре текущего года). Президент отметил, что «это будет в первую очередь экономическое решение, а уж затем — политическое». С другой стороны, Кучма признал слабость и неубедительность существующих экономических аргументов, в частности по позиции, критикующей реверс: «Давайте проанализируем экономический аспект. Хоть одна из компаний, работающих в Центральной Азии или на шельфе Каспийского моря, изъявляла желание поставлять нефть? А где покупатель в Европе на эту нефть?».
5 сентября «Укртранснафта» обратилась к государственным органам и компаниям Азербайджана, Казахстана, России и Узбекистана, в том числе «КазМунайГазу», «ГНКАР», «Сиданко», «Башнефть», «Сургутнефтегаз», «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Сибнефть», «Славнефть», «ЮКОС», ТНК и «Татнефть» с просьбой предоставить технологическую нефть для заполнения трубопровода с целью обеспечения скорейшего ввода его в эксплуатацию.
Первым о своей готовности сотрудничать заявило ОАО «ТНК», руководство которого вновь подтвердило свое намерение предоставить 380 — 420 тыс. тонн нефти с октября этого года, а в дальнейшем транспортировать по трубе около 9 млн. тонн в год. Поскольку действующее законодательство РФ требует возврата средств от экспорта продукции в течение 90 дней, то ТНК отказалась предоставить эту нефть в рассрочку до 3 лет, как того хотела украинская компания. В качестве альтернативы был предложен целевой кредит на покупку этого сырья со стороны одной из компаний группы ТНК — ВР со сроком погашения до 3 лет, под 8% годовых и общей суммой займа $90 млн. (обычная ставка для кредитов в валюте у украинских банков составляет 12 — 24% годовых).
Планировалось, что украинское правительство выберет направление работы нефтепровода уже в сентябре, однако кабинет министров решил привлечь независимого эксперта для оценки перспектив прокачки российской нефти в Одессу, иными словами, для составления ТЭО реверса. В ответ на это, 2 октября ТНК — BP сделала заявление, что отзовет свое предложение, если украинцы до 8 октября не подпишут контракт. В документе, в частности говорится: «Учитывая необходимость в кратчайшие сроки завершить формирование инвестиционной стратегии и бизнес-плана компании на 2004 год, предложение ТНК-ВР по поставкам технологической нефти для заполнения «Одесса — Броды» является действительным в течение месяца, и срок его легитимности истекает 8 октября 2003 года».
Уже на следующий день, то есть третьего числа, наблюдательный совет АО «Укртранснафта» утвердил решение «принять предложение ТНК-BP о предоставлении в кредит технологической нефти сорта Urals в объеме 380-420 тыс. тонн для заполнения нефтепровода «Одесса — Броды». Совет четырьмя голосами против трех разрешил генеральному директору компании Станиславу Василенко подписать соответствующий договор. По информации Василенко, распространенной в пятницу, «Укртранснафта» в случае реверсной транспортировки получит чистую прибыль около $60 млн. только за первые три года.
Окончательное решение будет принято правительством страны, как это планировалось ранее, после получения независимой экспертной оценки целесообразности реверса: с этой целью был объявлен тендер (прием заявок закончится 13 октября). По его условиям, компании-претенденты должны обладать 10-летним опытом международного стратегического консультирования в нефтегазовой отрасли. К участию в тендере не допускаются компании, ранее оказывавшие услуги по данному проекту.
Однако вряд ли заключение экспертов станет определяющим в этом споре: уже сейчас различные международные аудиторские и консалтинговые компании высказывают по данному вопросу диаметрально противоположные мнения. Например, «PriceWaterHouseCoopers» считает более выгодным прямое использование трубопровода для транспортировки каспийской нефти в Европу, а Международная энергетическая ассоциация CERA (США) высказалась за реверс.
Ситуация осложняется тем, что мнения и позиции разделились не только во властных структурах, но и в среде самой «Укртранснафты», где оппоненты взаимно обвиняют друг друга в откровенном лоббировании и распространении дезинформации. Сентябрьское обращение к государственным и частным иностранным компаниям с просьбой о предоставлении технологической нефти для наполнения трубопровода, «с целью предотвращения угрозы его коррозии» (хотя ранее украинские специалисты отмечали, что система заполнена консервантом, гарантирующим защиту от коррозии в течение 10 лет) было подписано гендиректором «Укртранснафты» С. Василенко и разослано адресатам, когда стало ясно, что единственным реальным поставщиком этой нефти на тот момент могла стать только ТНК.
В то же время специальный уполномоченный Украины по вопросам Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора Александр Тодийчук (по совместительству президент «Укртранснафты») заявил, что «основная мотивация заполнения трубопровода нефтью Urals ввиду предотвращения коррозии и его технического обслуживания в осенне-зимний период является дезинформацией как Наблюдательного Совета «Укртранснафты», так и общественности Украины с целью блокировки мер по заполнению трубопровода каспийской нефтью». В пресс-службе компании при этом особенно подчеркивают, что «нефтепровод надежно законсервирован и находится под электрохимзащитой».
Очевидно, что взаимоотношения в компании в целом отражают определенный кризис власти, назревший в стране. В августе государственная компания «Нефтегаз Украины», владеющая 100% акций «Укртранснафты», реорганизовала управление компании, приняв решение создать дирекцию вместо правления. Занимавший должность председателя правления компании А. Тодийчук был избран президентом, однако основные полномочия по управлению компанией были переданы дирекции во главе с его бывшим первым заместителем Станиславом Василенко. Уже в сентябре премьер-министр Украины Виктор Янукович поручил наблюдательному совету «Укртранснафты» восстановить Тодийчука в должности председателя правления компании (чье смещение с поста связывают исключительно с его негативным отношением к реверсу). Несмотря на это, А. Тодийчук не только не был восстановлен, но и вообще не вошел в новый состав дирекции компании (десять человек), утвержденный в прошлую пятницу.
Тем не менее, противники реверса продолжают свою активную деятельность. По предварительной информации, 7 октября в Братиславе должны пройти переговоры А. Тодийчука с представителями чешской компании «MERO CR» о возможности реверса уже другого нефтепровода — «Ингольштадт — Кралупы» для транзита каспийской нефти. В настоящее время этот трубопровод, соединяющий Чехию и Германию, загружен лишь на 10%. Его реверс позволит поставлять каспийскую нефть через систему «Одесса-Броды» на нефтезаводы Чехии и южной части Германии.
20 октября в Украину прибудут вице-президент ЕС Лойола де Паласио и вице-премьер Польши по вопросам ТЭК Марек Поль для консультаций по достройке трубопровода до Плоцка. Правительства Украины и Польши готовят к подписанию договор о содействии реализации проекта. Советник польского вице-премьера Томаш Бартошевич недавно сообщил, что данное межправительственное соглашение о соединении нефтепроводов Польши и Украины, возможно, будет подписано 31 октября 2003 г.
Кроме того, Украина приглашена на Энергетический саммит, проведение которого запланировано на середину ноября в Брюсселе. Это приглашение воспринимается многими как следствие формирующегося сотрудничества страны с ЕС по вопросам ЕАНТК, том числе и по прямому использованию трубопровода.
Министр топлива и энергетики Украины Сергей Ермилов в четверг сказал, что у правительства Украины кроме предложения ТНК уже имеются другие предложения по заполнению нефтепровода. По его словам, у «Укртранснафты» есть семилетний контракт на ежегодную транспортировку 9 млн. тонн нефти в направлении из Одессы в Броды. Впрочем, назвать «иностранную компанию», которая будет поставлять «легкую» нефть, министр все же отказался, во всяком случае, до того момента, пока не будет принято правительственное решение о направлении транспортировки.
Существует довольно обоснованное предположение, что этой компанией является «КазМунайГаз». Удивительно только, что о таком крупном контракте ничего не знал президент Украины, когда за два дня до заявления Ермилова сетовал на то, что ни одна из компаний, «работающих в Центральной Азии или на шельфе Каспийского моря, не изъявила желание поставлять нефть».
В любом случае, отечественная госкомпания в настоящее время является главной надеждой для сторонников прямого использования трубы. При этом, казахстанские власти, очевидно, осознают сложность политической ситуации, сложившейся в целом вокруг трубопроводной темы, поэтому, следуя выбранной линии по диверсификации, излишне не афишируют свое отношение к тому или иному маршруту, и пытаются максимально дипломатично общаться со всеми потенциальными партнерами.
В течение последних недель руководство страны положительно высказалось по целому ряду направлений доставки. Во время переговоров с президентом Румынии Ионом Илиеску, побывавшим 8-10 сентября с визитом в республике, президент Н. Назарбаев отметил, что увеличение нефтедобычи в Казахстане и России создаст возможность использования румынского порта Констанца как перевалочной базы для транспортировки казахстанской нефти: «От порта Новороссийск до Констанца, наверное, танкерами. Дальше идти через Дунай или через существующие нефтепроводы, или строить новые нефтепроводы в сторону порта Омишаль». Тогда же были упомянуты, как приоритетные и другие маршруты, в том числе — конкурентная «Констанцу — Омишалю» система «Одесса — Броды».
С другой стороны, 25 сентября на пресс-конференции по итогам визита болгарского президента Георгия Пырванова, Н. Назарбаев заявил, что Казахстан в качестве акционера может принять участие в строительстве нефтепровода «Бургас -Александруполис». Как известно, Россия, Греция и Болгария планируют построить нефтепровод от болгарского порта Бургас на Черном море до греческого Александруполиса на Эгейском море, что, понятно, позволит транспортировать нефть в обход Босфора — иными словами, данный нефтепровод протяженностью 300 км также может стать серьезным конкурентом украинской трубе.
Выбор того или иного маршрута экспорта каспийской нефти, разумеется, во многом будет определяться политической конъюнктурой. Однако, как вполне справедливо признается в госпрограмме по освоению казахстанского сектора каспийского шельфа, подписанной 16 мая президентом: «Строительство объектов трубопроводного транспорта различными субъектами хозяйственной деятельности должно производиться с учетом экономических интересов государства и эффективности использования средств, при этом не должно допускаться строительство дублирующих маршрутов и сооружений».