Дистанционное обучение: сколько казахстанских школьников уйдут в российское "подполье"? - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Дистанционное обучение: сколько казахстанских школьников уйдут в российское "подполье"?

Дистанционное обучение: сколько казахстанских школьников уйдут в российское "подполье"?

Отчего отечественное образование теряет своих учеников и может ли у нас сократиться число легальных школьников – тему обсуждают депутат мажилиса парламента РК Ирина СМИРНОВА, президент ОФ “Улагатты жануя” Марианна ГУРИНА и журналист, бизнес-тренер Ольга АРИНБАСАРОВА.

  • 31 Августа 2020
  • 5954
Фото - Caravan.kz

Они участвовали в онлайн-конференции Казахстанского пресс-клуба накануне общереспубликанского родительского собрания.

– Хотя в нашей Конституции сказано, что все дети должны получать равный доступ к образованию, пока у нас, к сожалению, существует большая разница между школами города и села, – говорит Ирина Смирнова. – А кроме того, дети, которые до пандемии получали помощь через курс всеобуча: бесплатную одежду, обувь, питание, отдых, сегодня лишены этого. Но стали ли их семьи богаче? Конечно, нет! И регионам надо вернуться к тому, чтобы поддерживать этих детей, даже если сегодня они учатся дистанционно.

– Особо хочу поговорить о качестве нашего образования, – продолжает тему Марианна Гурина. – Когда возникла эта пандемия и всех наших детей перевели на интернет-обучение, мы увидели, какая огромная разница между системой, которая выстроена в российских школах на дистанционном обучении, и той, которая действует сейчас в наших. Из-за бесконечных реформ у нас сильно снизился уровень обучения детей. И мы уже видим результаты всех экспериментов. Но никому не нужно общество необразованных и не умеющих думать людей. Нам нужна система, надежная платформа, по которой получали образование мы с вами, ясные и понятные учебники, программы, по которым должны расти и развиваться наши дети. Тогда у них будут желание и стремление учиться.

“Заграница нам поможет”

– Не секрет, что сегодня многие родители переводят своих детей на дистанционное обучение на российских платформах, – отмечает Ольга Аринбасарова. – Это сайты, которые базируются там в разных городах и имеют партнерские договоры со школами РФ. И наши дети практически становятся учениками этих школ, а по окончании получают аттестаты российского образца.

Эта система у нашего северного соседа действует порядка 15 лет и накопила уже колоссальный опыт. Для многих родителей, которые живут вдали от больших городов, это прекрасное решение, потому что их дети получают хорошее образование у высококлассных учителей, по выверенной методологии, единой, прекрасно выстроенной программе, с научно обоснованной нагрузкой на учащихся. Система удобна как для детей, активно занимающихся спортом, так и для тех, кто имеет сложности со здоровьем. Там у родителей есть выбор: определить ребенка в обычную школу или забрать его на такое дистанционное семейное образование.

Наши родители, к сожалению, такого выбора пока лишены. У нас, порой искусственно, создаются ситуации, когда казахстанские родители, выбравшие для своих детей обучение на российских платформах, становятся чуть ли не вне закона. Юридически к ним особых претензий вроде бы нет, и международная конвенция, к которой присоединился и Казахстан, гласит, что каждый родитель имеет право выбирать вид и форму обучения для своего ребенка. Однако, согласно Закону “О браке и семье”, мы все вынужденно ограничены рамками всеобуча, в который входят лишь лицензированные казахстанские школы, которые дети должны обязательно посещать. В этом есть конфликт интересов.
Прошлой осенью в соцсетях родители описывали, как органы опеки проверяли семьи, в которых дети обучаются на российских платформах, и предписывали им получать казахстанское образование. Между тем пришло время, когда этот вопрос надо ставить ребром и реально легализовать дистанционный формат обучения, поскольку за ним, вероятно, будущее. Уже существует дистанционное высшее образование, курсы повышения квалификации, дистанционное получение ученых степеней.

Есть информация, что только по Алматы уже более 1 000 детей получают такое образование. А сколько таких по республике, подсчитать сложно, поскольку родители не заинтересованы афишировать это.

– Сейчас уже около 600 родителей стоят в очереди на участие в семейной форме обучения на российской платформе, – добавляет депутат Смирнова. – Конечно, они переживают и говорят: “Мы бы хотели иметь такую казахстанскую платформу и программу, чтобы изучать историю и географию РК, казахский язык и литературу”. Но пока министерство образования не решается как-то урегулировать этот вопрос. А родители, безусловно, должны иметь право выбора – получать то или иное онлайн-обучение или реально отправлять детей в школы.

Когда один смартфон на всю семью

– Другой момент, – продолжает Ольга Аринбасарова. – В период пандемии и всеобщего стресса ни родители, ни дети четко не понимают, как организовать рабочий процесс дома и как при этом ходить на работу и зарабатывать деньги. А у многих еще такое положение, что всего один смартфон на семью. Но, если учеников в ней четверо, в каком порядке им учиться, выполнять домашние задания и отправлять их на проверку учителям? Особенно сложно это тем, у кого в семье есть и первоклассники, и 11-классники. Понимаю, есть опасения, что большинство родителей захотят отправить своих детей обратно в школы, и те опять будут переполнены. А у нас в большинстве крупных городов и так не соблюдаются санитарные нормы. Есть и удаленные участки, где нет Интернета и других современных возможностей. Так что надо дать родителям возможность выбирать.

“Подпольные продленки”

– И еще один факт, – продолжает депутат Ирина Смирнова. – Сейчас кругом пестрят объявления: “Продленка набирает детей на занятия на целый день”. Пока родители на работе. То есть зарождается новый вид платных услуг под названием “продленка”. Поскольку дети не ходят в школу, а пристроить их некуда, родителям приходится решать – либо нанять гувернера, либо уволиться с работы и сидеть с ребенком, либо отдать его в такую вот “продленку”. Только тут мы вряд ли проследим, кто и в каких условиях оказывает эти услуги. Скорее всего, уже без особого соблюдения санитарных норм, в каких-то квартирах могут размещать до 30 детей. И мы не знаем, кто с ними там занимается, платят ли они налоги в бюджет.

Такие услуги сейчас очень активно продвигаются, и развивается какой-то полуподпольный бизнес. В то время как руководители государственных школ утверждают, что не могут принять требуемоего количество детей. Но как-то нужно это решать!

– К этому добавлю, – подхватывает разговор журналист Аринбасарова, – что в условиях, когда мы вынуждены подчиняться государству и программе, которую оно выберет, мы провели небольшой опрос среди 200 родителей. Хотят ли они перевести детей на дистанционное семейное обучение, которое существовало и до карантина? Выяснилось, только 15 процентов из 200 человек согласились с ним! Потому как это колоссальная ответственность! Когда твой ребенок посещает школу, ты понимаешь: там есть классный руководитель, над ним – завуч, директор. И все они перед тобой в ответе. У тебя ребенок троечник – они виноваты, у тебя ребенок отличник – ты молодец! А когда ребенок учится дистанционно, вся ответственность – приучить ребенка самостоятельно организовать свой день, сесть, выполнить уроки, самостоятельно отправить их на проверку – ложится на плечи родителей. Но одновременно дистанционная форма учит детей самоорганизовываться, учиться не из-под палки. И в этом ее огромный плюс!

АЛМАТЫ