Как повлиял кризис на сферу звукозаписи, “Каравану” рассказывает Низами МАМЕДОВ.
Низами Мамедов стал героем светских хроник несколько лет назад, когда взял себе в жены саму Карину АБДУЛЛИНУ. Однако в отечественном шоу-бизнесе он широко известен прежде всего своими профессиональными качествами. Низами возглавляет департамент нацпроектов крупнейшей в Казахстане компании, занимающейся выпуском и реализацией аудио- и видеопродукции. То есть все диски казахстанских исполнителей, лежащие на полках сети их магазинов, так или иначе проходят через него.
– Низами, вы, как специалист в этой области, что можете сказать о тенденциях в звукозаписывающей сфере. На фоне кризиса наши исполнители меньше стали выпускать дисков?
– Конечно, на фоне кризиса продажи дисков по сравнению с прошлыми годами сейчас сократились. То есть в 2006-м, 2007 годах и до середины 2008-го такие популярные исполнители, как Батырхан Шукенов, группы “Мюзикола”, JCS, “Уркер” и другие, могли продать по тысяче единиц нового альбома в неделю, то сейчас эта цифра растягивается на полгода.
При этом надо отметить, что талантливых артистов становится все больше и в целом количество выпускаемых альбомов с каждым годом увеличивается. Это радует, поскольку, несмотря на все тяготы, которые нас сейчас сопровождают, у казахстанских музыкантов есть оптимизм и вера в будущее. Хотя, как известно, наши артисты на продаже альбомов все еще не зарабатывают. Несомненно, есть какой-то доход, но он не окупает затраты на запись и выпуск альбома.
– Не зарабатывают? Пару лет назад мы общались с Макпал Исабековой, и она говорила, что артисты их продюсерского центра, а также другие отечественные исполнители смогли развеять миф о том, что в Казахстане нельзя заработать на продаже дисков.
– Вы же знаете, на чем наши исполнители делают деньги. Выступил артист на корпоративе – заработал свой хлеб. И за это его осуждать нельзя – такова специфика нашего маленького рынка, других вариантов нет. А диски выпускаются только ради промоушена. На них казахстанский шоу-бизнес не зарабатывает, так же как и наша компания. Мы идем на выпуск альбомов отечественных исполнителей в основном для имиджа. Для нас главное, чтобы эти диски стояли на полках, чтобы покупатель заходил и видел продукцию наших артистов в продаже.
Если взять Москву, Европу и весь мир, там, прежде чем начать диалог с исполнителем, рекорд-лейбл смотрит на его популярность и рейтинги. А потом уже на его данные. Потому что для них это в первую очередь бизнес. Если компания заработает на этом исполнителе, допустим, меньше, чем миллион, то они с ним сотрудничать не станут.
Мы работаем по-другому. Если видим, что исполнитель талантливый, но у него нет больших финансовых возможностей, мы можем выпустить альбом за свой счет.
– То есть если с улицы к вам придет исполнитель, то вы готовы его с радостью принять только потому, что он казахстанский? Или все-таки какой-то отбор происходит?
– Безусловно. Нам в компанию приходит очень много записей, но зачастую слушать их нельзя. Есть такое выражение: “талантливых много, а профессионалов мало”, в чем мы часто убеждаемся на собственном опыте. Из тех, кто приносит нам свой материал, процентов 50 талантливых. Но даже они зачастую подходят непрофессионально к своему творчеству. То есть готовят песни на самом низком уровне, не задумываются о качестве записи, об аранжировках. А мы не можем так опускаться, поскольку, если общий уровень музыки будет таким низким, кто ее купит?
Ошибка наших молодых музыкантов в том, что они, прежде чем добиться цели, получив небольшой взлет, начинают строить нереальные амбиции. Это сильно подкашивает не только их профессиональный уровень, но и моральный. И в итоге отбора из этих 50 процентов талантливых исполнителей мы можем сотрудничать лишь с 2–3 процентами.
Рекорд по продаже дисков среди современных казахстанских исполнителей принадлежит Батырхану Шукенову. За первые три месяца его альбом “Твои шаги” продался в количестве 6000 штук.
Артем КРЫЛОВ, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)