Директор:"Я устал от маразма" - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Директор:"Я устал от маразма"

Директор:"Я устал от маразма"

Почему система народного образования сдает свои позиции и скатывается вниз? Где предел этого скатывания и что необходимо для ее качественного перерождения? Сегодня над этими вопросами размышляет директор сш № 111 города Алматы Владимир Николаевич Кривобородов. С 1990 по 95-й годы он был депутатом Верховного Совета РК, принимал участие в разработке первого закона "О народном образовании".

  • 19 Февраля 2002
  • 1964
Фото - Caravan.kz

-Десять лет идет трудная борьба республики за выживание и становление. И все эти годы учителя, прекрасно понимая непростое положение страны, брали на себя решение отдельных вопросов, учились выживать вместе со страной. Но пришло время спросить: доколе можно?! Сколько можно ставить государственные школы в безвыходные положения и обязывать их находить этот самый выход любой ценой?!
В то время как Россия продекларировала государственную помощь школам и разработала механизм спонсорской поддержки учебных заведений, активно начала издавать качественную учебную литературу, в Казахстане образование перестало развиваться и более того, со стороны чиновников началось настоящее вредительство в адрес учителей.
Все беды учителей начались с уничтожения первого закона «О народном образовании». Хороший был закон. Я так говорю не потому что был в соавторах с его сочинителями. Нет. Просто в нем было много конкретных вещей, обеспечивающих нормальный образовательный процесс в школе. В него были заложены разумные нормы нагрузки на учителя в неделю — 14 часов. Чтобы вывести эту цифру, умные головы корпели не один день. Расчеты получились грамотные, согласованные с Конституцией.
Когда был принят второй закон, от первого документа ровным счетом ничего не осталось. Его буквально растащили по ведомствам и министерствам. А второй закон в чистом виде просуществовал недолго. Он еще не начал работать, как в школы полетели инструкции и постановления, дополняющие документ и корректирующие его. Ни одно из них не способствовало упрочнению социального статуса учителя. После чего у работников народного образования сложилось впечатление, что Министерство финансов РК решило добить учительство и окончательно убить образование в стране.
Например, инструкции предписывали снять все регламентированные добавки и надбавки учителям, которые складывались и выверялись временем, десятками лет. В результате нововведенные ограничения лишили учителей заработной платы от 10 до 80 тысяч тенге в год. Чем обернется эта «экономия», покажет время. Но уже сейчас можно сказать, что, потеряв последний стимул в работе, учителя стали терять дух новаторства и научности. Работать стало грустно и тяжело. Высокая идея воспитания подрастающего поколения поблекла перед собственной экономической зависимостью. Воспитательный процесс сошел на ноль. Был ликвидирован контроль за качеством преподавания.
Параллельно с «охотой на учителей», началось планомерное наступление на родительские фонды. Они еще не успели заявить о себе во всю мощь, как школы их тут же признали своими помощниками. Увы, чиновникам от образования попечительские советы поперек горла встали. Во всем мире эти фонды защищают. У нас они кому-то сильно не дают покоя. Хотя, не надо быть великим математиком, чтобы прикинуть, насколько школа сегодня укомплектована государством, а насколько — родителями. Я постоянно веду небольшие подсчеты, которые доказывают, что без родительской помощи ни одна школа не смогла бы открыться первого сентября. В прошлом году всем школам ауэзовского района было заложено по 120 тысяч тенге, но с оговоркой, что из этих денег школы оплатят 60-80 тысяч за корочки аттестатов и свидетельства. Оставшиеся средства, поделенные на количество учеников в той или иной школе, в среднем составили по десять тенге на учащегося в месяц.
Попробуйте на эти деньги содержать класс хотя бы в течение недели, а работать надо целый год! Или, например, СЭС с удовольствием штрафует школу за то, что у нее нет полного освещения. В самом деле, лампочки должны быть дорогие и все сплошь должно быть застеклено. А квадратный метр стекла стоит 600 тенге. Дети в год бьют до 200 кв. метров. Посчитайте, сколько надо денег, чтобы застеклить школу! Затем в школу идут пожарники — согласно их инструкции, в школе должны иметься кислотные огнетушители и другие средства пожаротушения. Весь этот инвентарь тянет на 80-100 тысяч тенге. Где их взять?
А сколько сегодня у школы проверяющих?! После Указа Президента «Об ограничении проверок малого бизнеса» весь удар проверок пришелся на народное образование. Проверять стало некого, а штат проверяющих, несмотря на Указ, не сократился. Вот они и стараются на школах «отвязываться»: одни выходят, другие заходят. И каждый со своими предписаниями и штрафами, которые уже не бывают меньше семи тысяч тенге, (что соответствует заработной плате заместителя по хозяйственной части).
Школа — живой механизм: стекла бьются, дети болеют инфекционными заболеваниями, мел заканчивается, и с противопожарная защита должна быть в норме. Мы все это прекрасно понимаем, но почему нас никто не хочет понять?
Меня всегда удивляет, когда солидные люди с большой уверенностью с какой-нибудь трибуны говорят о том, что у нас достаточное финансирование образования. В чем заключается этот эфемерный достаток — сегодня не знает ни один директор. На его плечах лежат труднейшие вопросы содержания школы. И у него нет другого выхода, как искать помощи у родителей. У государства денег нет.
В это же время Министерство образования дает разъяснение, что образование у нас бесплатное и требуется всего лишь исполнять закон. Хотя, если быть точными, что значит бесплатное, как таковое образование. Бесплатного у нас никогда не было, даже в годы застоя. Тогда родители все сами покупали: краску, парты, делали ремонты. Сегодня же образование финансируется не по остаточному принципу, а по схеме затыкания дырок. То есть в стране не хватает средств на образование, но тогда совсем непонятен вопрос: кто нарушает закон «Об образовании». Зачем в этом обвиняются школы?
В этом году почти на 70 процентов в школах увеличилась отчетность перед различными ведомствами. Причем зачастую бывает непонятно, для чего людям нужна такая разномастная информация. А самое главное, у каждой отчетности есть строгие правила исполнения: бумажки надо представить в срок и без опозданий. Никогда раньше в школах не было столько бестолковой писанины, «сдобренной» армейским подчинением. Сейчас — все это есть и в большом количестве. Непрерывные отчеты и отписки ставят учителей в положение Фигаро. Учителям некогда всерьез раздумывать о тактике и стратегии образовательного процесса. Им надо отчитаться!
Думается, министерству образования, правительству следует разобраться, откуда проистекают все эти странные беды народного образования? Почему за шесть лет учителям не повышали разряды по единой тарификационной сетке? Как был для высшей категории 14 разряд, так и остался, хотя были заверения, что с сентября 1999 года разряды повысят. Почему подняв недельную нагрузку учителям до 18 часов якобы временно, затем узаконили ее? Теперь учителя работают по 52 часа в месяц, тогда как Конституция провозгласила у нас 42-часовую месячную нагрузку. Однако подобная нелепица мало кого смущает. Как будто ничего страшного не происходит.
Бальзамом на душу стало обещание финансовых органов повысить учителям заработную плату на 30 процентов. Все обрадовались. Однако чиновники как- то совсем забыли сказать, что прежде чем повысить зарплату, они ее сначала урезали, отменив учителям доплаты за классное руководство, проверку тетрадей, содержание компьютеров, за обучение гимназических классов, за ведение казахского языка… И как недавно стало известно, вопрос о повышении зарплаты учителям не будет решен еще до апреля месяца. Как хотите, так и живите?! Предположим, мы знаем, как мы хотим жить. Мы знаем, что финансирование любого учебного заведения должно закладываться не сверху вниз, а снизу вверх. Знает об этом и правительство. Однако ему почему-то выгодно прибедняться перед школой и много лет подряд рассказывать одни и те же истории про дыры в бюджете, про экономический кризис в стране. А раз так: раз государство ничем не может помочь школе ( хотя это все лукавство), пусть не мешает работать! Учителя во главе с директорами школ в состоянии найти помощников в лице родителей своих учеников. А для тех родителей, которые не хотят понять школу и помогать ей, мы найдем один очень веский законный аргумент, опрокидывающий все их доводы про конституционное право учащихся на бесплатное образование.
Дело в том, что Конституция гарантирует бесплатное среднее образование. Однако экономически эта статья не подкреплена. Никто в стране за это не отвечает. Школа остается крайней. А с полным образованием и вовсе фарс какой-то получается. В Конституции нет ни слова о гарантиях на получение бесплатного полного образования. Значит ли это, что ученики 10-11 классов должны учиться за счет родителей или все-таки за счет государства? Кто ответит на этот вопрос?